Сенатор от Башкирии заявил о противоречии при запуске исламского банкинга
Полноценный запуск системы партнерского финансирования, также известной как исламский банкинг, в России вступает в противоречие с действующим законодательством. Об этом на Международной неделе бизнеса в Уфе заявил сенатор от Башкирии Олег Голов. Выступая на круглом столе, посвященном партнерскому финансированию, член Совета Федерации отметил, что для полноценного внедрения «халяльных финансов» в стране нужно менять законы.
«Халяльные банковские услуги сейчас входят в определенное противоречие с федеральным законом “О банковской деятельности”. Халяльная ипотека или продажа товаров по нормам шариата с точки зрения российского законодательства воспринимаются как коммерческая деятельность, а мы знаем, что банкам запрещено заниматься производственной, торговой, страховой деятельностью. Здесь необходимо совместно с Госдумой, региональными органами законодательной власти вносить изменения с тем, чтобы эти противоречия снялись», — сказал Голов.
Спикер также отметил, что в ближайшие годы «не стоит ожидать специализированных банков», но в каждом банке, в том числе системообразующем, «должны быть созданы специальные подразделения, которые ориентируются исключительно на исламские финансы».
Директор департамента финансовой политики Минфина РФ Иван Чебесков согласился с тем, что инфраструктура для новых инструментов, соответствующих нормам шариата, еще не готова, как и нормативные основы регулирования этой сферы.
«То регулирование, которое мы приняли, на мой взгляд, пока еще недостаточно для полномасштабного внедрения партнерского финансирования. Это пока что только первый шаг на пути к тому, чтобы масштабировать эти инструменты. Но масштабировать без понимания того, как это работает, чрезвычайно сложно», — сказал Чебесков.
Депутат Госдумы, член комитета по финансовому рынку Владимир Сенин напомнил, что закон о партнерском финансировании в Росси вступил в силу в сентябре 2023 года. Эксперимент по внедрению исламской финансовой системы продлится два года в четырех регионах — Башкирии, Татарстане, Дагестане и Чечне. По словам депутата, закон работает, а в регионах появились первые финансовые продукты, рассчитанные на мусульман.
«В текущей экономической ситуации, которая характеризуется серьезным разрывом связей с западными финансовыми рынками, возрастает потребность граждан и компаний реального сектора российской экономики, а также финансовых институтов в инструментах партнерского исламского финансирования. Очевидно, что эксперимент важен для дальнейшего развития и совершенствования финансового рынка, а также привлечения инвестиций из стран исламского мира», — сказал Сенин.
Член Совета Федерации от Кабардино-Балкарии Мухарбий Ульбашев отметил, что исламский банкинг развивается во всем мире и это — альтернатива существующей глобальной финансовой системе, доступа к которой Россия по большей части лишилась.
«Как минимум в 150 странах функционируют более 500 подобных банковских и финансовых организаций с совокупными активами более 2 трлн долларов. Отрадно, что наша страна не остается в стороне от этих общемировых процессов. И принятие в этом году закона об эксперименте на территории четырех регионов стало серьезным шагом по созданию правовых условий для развития в России партнерского финансирования», — сказал Ульбашев.
По данным сенатора, жители России готовы вложить в экономику до 1 трлн руб., но до сих пор не делали этого из-за отсутствия «халяльных» финансовых инструментов.
Вице-премьер правительства Башкирии, министр финансов РБ Лира Игтисамова заявила, что большой интерес к исламскому банкингу проявляют и религиозные сообщества республики.
«В республике есть большой интерес к данному механизму финансирования, так как мусульманские объединения у нас составляют порядка 70% от общего количества религиозных объединений региона», — сказала Игтисамова.
По данным Банка России, на сегодня в реестре участников эксперимента по партнерскому финансированию состоят пять компаний. Еще пять организаций подали заявки на их включение.
Как сообщал РБК Уфа, федеральный закон о внедрении механизмов исламского банкинга в четырех регионах России был принят летом 2023 года и вступил в силу 1 сентября 2023 года. Поскольку шариатом запрещены ссуды под проценты (ростовщичество), суть партнерского финансирования состоит в том, что деньги от граждан и компаний привлекаются не под проценты, а с распределением рисков и последующим разделом прибыли. Кроме того, в исламском банкинге и финансовой системе по шариату запрещены торговля фьючерсами (любые сделки с непредсказуемыми факторами в будущем), спекулятивные операции, инвестиции в отрасли «харам» — производство алкоголя, свинины, порнографические материалы и т. д.