В Нацбанке рассказали о жалобах клиентов на предоставление услуг

В первом полугодии 2020 года жители республики стали меньше жаловаться на недобросовестные продажи банками финансовых услуг. Об этом сообщает пресс-служба Нацбанка Башкирии.
Как пояснили в региональном Отделении регулятора, мисселингом называют практику, когда клиента намеренно вводят в заблуждение и пытаются продать ему не тот товар или услугу, за которыми он обратился, не сообщая важных деталей. Регулятор начал выделять эти претензии с начала 2019 года. Большинство таких жалоб приходятся на инвестиционное страхование жизни.
По данным Нацбанка, всего поступило втрое меньше обращений от физлиц о мисселинге по сравнению с тем же периодом прошлого года (55 против 176) и в четыре раза меньше — по сравнению со вторым полугодием 2019 года (55 против 221). Одна часть жалоб связана с продажей полисов инвестиционного или накопительного страхования жизни, другая — с продажей иных инвестиционных услуг.
Управляющий Отделением — Национальным банком по Республике Башкортостан Банка России Марат Кашапов сообщил, что защита потребителей от мисселинга усилилась во многом благодаря Указанию Банка России, согласно которому с 1 апреля 2019 года при продаже полисов страхования жизни страховщики и их агенты обязаны информировать потребителей об основных рисках страхового продукта и существенных условиях договора.
«В настоящее время разрабатываются и тестируются ключевые информационные документы — КИД — по основным финансовым услугам. Эти услуги будут иметь своего рода паспорт, в котором необходимая клиенту информация будет изложена простым языком в доступном формате», — отметил Марат Кашапов. В будущем с целью улучшения информированности потребителей регулятор предлагает обязать финансовые организации представлять их до заключения договора по всем основным финансовым продуктам и услугам.
В соответствии с последним информационно-аналитическим «Обзором неприемлемых практик и рекомендаций», Центробанк считает недопустимым навязывание комбинированных финансовых продуктов и услуг (в том числе с использованием электронных кодов подтверждения), информирование об отсутствии возможности дистанционного расторжения договора, предложение гражданам пенсионного возраста не подходящих им инвестиционных продуктов и ценных бумаг, введение в заблуждение застрахованных лиц и при предложении услуг, связанных с открытием индивидуального инвестиционного счета типа «А», предоставление услуг по псевдоинвестиционному консультированию, производных финансовых инструментов под видом ценных бумаг, навязывание услуг НПФ, продажу сложных инвестиционных продуктов (ИСЖ/НСЖ) преимущественно лицам пожилого возраста, зависимость доходности от согласия клиента на пролонгацию договора ИСЖ, искажение информации о доходности продукта ИСЖ, неразъяснение условий и порядка расторжения договора ИСЖ в период охлаждения, в том числе в условиях противоэпидемиологических ограничений, неразъяснение условий и порядка расторжения договора НСЖ.
Как сообщается на сайте Банка России, в ряде случаев ведомство советует финансовым организациям связаться с клиентом по телефону и еще раз уточнить, насколько он понимает особенности и риски приобретенного им продукта. Регулятор приветствует практику ряда участников рынка вести видео- и аудиофиксацию процесса оформления договоров, что рассматривает как защиту не только для потребителей, но и для второй стороны. Отмечается, что подобные недобросовестные практики не носят массового характера и их доля в общем количестве финансовых операций невелика.