В Башкирии обнаружили сговор в закупках на уборку школ на ₽573 млн
В Уфе обнаружили крупный антиконкурентный сговор при проведении закупок на «санитарное содержание и техническое комплексное обслуживание» школ, детсадов и прилегающих территорий. 43 закупочные процедуры на 573,1 млн руб. были проведены без снижения начальной максимальной цены, а победителями стали одни и те же лица, связанные между собой, говорится в решении управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по республике. РБК Уфа ознакомился с материалами дела.
В начале 2023 года 43 школы, детсада и других образовательных учреждений Уфы провели тендеры по отбору поставщиков услуг по уборке помещений и территорий. Все заказы были распределены между четырьмя участниками — альметьевской компанией «Блесксервис Плюс», стерлитамакским ООО «Городской сервис» и предпринимателями Элиной Бурнадзе и Ринатом Зямиловым.
Каждый раз, когда кто-то из четверки подавал заявку на участие в конкурсной процедуре, остальные не заявлялись на тендер. Таким образом, предприниматель или компания становились единственным участником процедуры и получали контракт по максимальной цене. В УФАС считают, что такое нельзя объяснить совпадением.
«Из участия индивидуальных предпринимателей Элины Бурнадзе, Рината Зямилова, ООО “Блесксервис Плюс”, “Городской сервис” в вышеуказанных торгах следует, что ответчики, имея возможность поставлять по договорам одни и те же товары — услуги по уборке зданий и обслуживанию помещений, не принимают совместного участия и не конкурируют друг с другом в таких торгах, подавая в большинстве случаев единственные заявки на участие, что в итоге приводит к распределению торгов между ними», — говорится в решении УФАС.
Ведомство установило, что все электронные заявки на торги подавались с компьютеров с одинаковыми IP-адресами, а значит, участники прямо координировали свои действия. На аффилированность указывает и то, что в обеих компаниях зарплату получали одни и те же лица.
За участие в картеле антимонопольная служба оштрафовала компанию «Городской сервис» на 3 млн руб. Фирма еще может обжаловать решение.
УФАС назначило штраф с учетом требований действующего административного законодательства, а также обстоятельств, подлежащих учету при назначении административного наказания, сообщил РБК Уфа советник юридической компании IMPRAVO Михаил Герман.
«Кроме того, размер штрафа определялся по каждому участнику отдельно, исходя из объема совершенных сделок. Вместе с тем, назначенное наказание может оказаться не финальным. Дело в том, что для участников картелей предусмотрена и уголовная ответственность по статье 178 УК РФ. Скорее всего, УФАС передаст материалы расследования правоохранительным органам в рамках межведомственного соглашения для решения вопроса о возбуждении по факту картеля уголовного дела», — говорит Герман.
Картельное соглашение является наиболее тяжким нарушением антимонопольного законодательства, поэтому за него предусмотрены самые значительные по размеру оборотные штрафы для юридических лиц по сравнению со штрафами за нарушение иных антимонопольных запретов, сообщила РБК Уфа руководитель антимонопольной практики «Рустам Курмаев и партнеры» Елена Кузнецова.
«Однако размер штрафа в любом случае не может превышать 4% от совокупного размера суммы выручки нарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Кроме того, в рассматриваемом случае размер штрафа рассчитан УФАС с учетом норм КоАП, предусматривающих снижение штрафа юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям. При этом общество вправе обратиться с ходатайством об уплате штрафа в размере половины от назначенного с учетом требований пункта 1.3-3 статьи 32.3 КоАП, который позволяет оплатить только половину штрафа в случае, если оплата производится не позднее 20 дней со дня вынесения постановления», — сказала Кузнецова.
Порядок определения штрафа дифференцируется в зависимости от формы картеля, отмечает руководитель практики антимонопольного права юридической фирмы «ЮСТ», советник Дмитрий Серегин. В случае выявления картеля, связанного с торгами, ответственность участника соглашения рассчитывается пропорционально начальной стоимости предмета торгов, которые охватывались картелем, а именно от 10 до 50%. При этом размер административного штрафа в данном случае не может превышать 4% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров, говорит юрист.
«В рассматриваемом случае антимонопольный орган при определении размера административного штрафа ограничил его размер на уровне 4% совокупной выручки правонарушителя. Это и составило 3 млн руб. Кроме этого, нарушитель как малое предприятие имеет право оплатить уплатить штраф в уменьшенном вдвое размере, но не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа. Если оценивать эффективность такого наказания, то оно, очевидно, несоразмерно совершенному нарушению. В то же время необходимо принимать внимание то, что государство уделяет существенное значение поддержке малого и среднего бизнеса, а чрезмерно жесткие административные санкции этому не способствуют», — сказал Серегин.
Как сообщал РБК Уфа, антимонопольное расследование по признакам сговора было возбуждено в апреле 2024 года. Всего, по данным УФАС, в январе—феврале прошлого года участники картеля заключили 212 контрактов с образовательными учреждениями столицы на 972,4 млн руб. Под подозрение антимонопольной службы попали индивидуальные предприниматели Элина Бурнадзе, Ринат Зямилов, Артур Камалтдинов, Роза Камалтдинова, Артур Минигалиев и Дмитрий Корытов, ООО «Блесксервис Плюс» (г. Альметьевск) и ООО «Городской сервис» (г. Стерлитамак).