Единственный в Уфе каршеринг MaturCar выставили на продажу за 75 млн
Единственный в Уфе каршеринг MaturCar выставили на продажу за 75 млн рублей. Действующий бизнес планируют реализовать вместе с автопарком из 64 легковушек, в него входят 40 автомобилей Volkswagen Polo и 20 — Ravon R2, пробег транспортных средств составляет от 40 тыс. до 100 тыс. км, отмечается в объявлении о продаже сервиса. В качестве преимуществ собственники указывают стабильный денежный поток, высокий потенциал роста направления и отсутствие конкуренции на уфимском рынке.
Представитель MaturCar Артур Аминев сообщил РБК Уфа, что владельцы каршеринга решили сосредоточиться на развитии другого, более рентабельного, направления своего бизнеса — шеринга самокатов, действующего в нескольких городах страны.
«Для развития каршеринга нужно привлекать средства. Для небольших компаний средства привлекать дороже, чем для крупных, и меньше возможностей для этого. Бизнес практически не растет и было принято решение о развитии других направлений. В Уфе несомненно есть перспективы для развития каршеринга, но лишь для крупных компаний», — сказал он.
По словам Аминева, с момента запуска сервиса в 2017 году спрос на услуги был стабильным, единственное ощутимое снижение их востребованности ожидаемо наблюдалось в период первого локдауна весной 2020 года. Он также добавил, что на покупку сервиса уже есть потенциальные покупатели.
Владельцем каршеринга MaturCar является уфимское ООО «Паскерти». По данным ресурса РБК Компании, учредителем и владельцем организации выступает Вера Овчинникова. В 2020 году выручка компании составила 8,4 млн рублей, чистая прибыль — 3,4 млн рублей. Аренда Volkswagen Polo в сервисе в поминутных тарифах — от 8 руб./мин., Ravon R2 — от 5 руб./мин. Стоимость суточной аренды начинается от 1,4 тыс. и 1,3 тыс. рублей соответственно.
«Возврат инвестиций быстрым не будет»
По словам доктора экономических наук, руководителя отделения макроэкономики и моделирования региональных систем ЦЭМИ РАН Елены Устюжаниной, вероятной причиной продажи каршеринга в Уфе стала нехватка средств для масштабирования бизнеса.
«64 машины на Уфу — это не полноценный каршеринг. Смысл каршеринга в доступности машины в любом районе, когда клиент приехал на машине из пункта А в пункт Б и должен быть уверен, что через некоторое время где-то недалеко от пункта Б окажется свободный автомобиль. В этом специфика этого бизнеса. Судя по всему, у продавца просто не хватило средств на достижение эффекта масштаба. Бизнес очень выгодный, но требует очень больших первоначальных вложений. Поэтому сейчас нужно скорее оценивать не стоимость продающегося каршерингового бизнеса, а стоимость продающихся активов — автомобилей. Напомню, что для хорошей компании стоимость бизнеса существенно выше стоимости задействованных активов», — отметила Устюжанина.
Заведующий кафедрой логистики и предпринимательства РЭУ им Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов в беседе с РБК Уфа отметил, что региональный каршеринг как отдельный рыночный сегмент продолжает развиваться и расширение бизнеса может быть интересно другим компаниям каршеринговых услуг, не входящих в топ крупных.
«С одной стороны, будущему покупателю на руку играет тот факт, что каршеринг в Уфе — это монопольный рынок, по крайней мере пока. Однако возврат инвестиций быстрым не будет: бизнес капиталоемкий, а рентабельность не слишком высокая, особенно с учетом того, что каршеринговая машина с пробегом 100 тыс. км не позволяет много заработать. Именно поэтому цена сделки большей частью будет зависеть от состояния автопарка (а судя по информации от продавца, он не самый новый) и от желания покупателя купить монопольное положение на рынке. При этом если в Уфу придет кто-то из крупных игроков, отбить инвестиции будет еще сложнее», — отметил Завьялов.
ESG-повестка как фактор роста рынка
Директор по исследованиям и ESG-разработкам КРОС Ксения Касьянова назвала каршеринговый бизнес одной из индустрий, «демонстрирующих оптимистичный настрой в отношении ближайшей пятилетки».
«По различным оценкам, ежегодно растущий бизнес может вырасти в четыре раза — ориентируются как на оценку динамики европейских рынков, так и на внутренний платежеспособный спрос. Немаловажным фактором роста может стать и разворачивающаяся ESG-повестка — вклад шеринговых сервисов в снижение углеродного следа хотя бы на уровне утилизации автопарка высок. Второй драйвер — это смена ценностных парадигм, для молодежи владение автомобилем может рассматриваться как обуза и дополнительное финансовое обременение, а шерить жилье, офис и авто становится приемлемой практикой. Некоторую роль в формировании "зеленых" паттернов поведения играет и отход от демонстративного потребления продуктов в сторону демонстрации своей экологической осознанности», — сказала Касьянова.
Впрочем, для развития рынка в России существуют и барьеры, отмечает эксперт. По ее словам, на сегодняшний день основными зонами развития для сетевых сервисов являются города с платными парковками, но таких в России не много, поэтому подавляющее число регионов пока для развития каршерингового бизнеса неинтересны.
Как сообщал РБК, в 2020 году крупные каршеринги увеличили выручку и чистый убыток. Пандемия привела к уходу с рынка небольших игроков и остановке региональной экспансии крупных. Так выручка «Делимобиля» в 2020 году выросла на 33% до 5,3 млрд рублей, а чистый убыток увеличился на 12% до 2,42 млрд рублей (в Уфе сервис был представлен с осени 2017 года по май 2020 года).