«Эссен продакшн» поспорил с предпринимателем из Уфы из-за бренда «Елочка»
Компания «Эссен продакшн АГ» подала иск против уфимского ООО «Промбизнесгрупп» предпринимателя Азамата Ибатуллина. Один из крупнейших производителей продуктов питания требует досрочно прекратить правовую охрану знака обслуживания «Елочка», принадлежащего уфимской фирме «вследствие его неиспользования». Иск будет рассматривать Суд по интеллектуальным правам в Москве.
Спор Азамата Ибатуллина и «Эссен продакшн» начался в 2020 году. Тогда уфимский предприниматель, известный своими «патентными войнами», обратился в Роспатент с требованием прекратить охрану торгового знака Yolka, принадлежащего «Эссен продакшн». По мнению бизнесмена, этот бренд «сходен до степени смешения с товарным знаком “Елочка”», принадлежащим его компании и зарегистрированным раньше. Роспатент отклонил заявление Ибатуллина, и тогда он обратился в суд.
В октябре 2022 года Суд по интеллектуальным правам признал решение Роспатента незаконным и обязал ведомство снова рассмотреть заявление Ибатуллина. 23 января 2023 года кассационная инстанция суда оставила это решение в силе. Таким образом, предприниматель все же может добиться прекращения права «Эссен продакшн» на охрану ТМ Yolka.
На этом фоне «Эссен продакшн» тоже попытается досрочно прекратить права компании Ибатуллина на спорный бренд «Елочка». Сам Азамат Ибатуллин сообщил РБК Уфа, что товарный знак Yolka используется «Эссен продакшн» для индивидуализации здания торгового центра в Йошкар-Оле. Этот бренд до степени смешения похож на название торгового центра «Елка» в Стерлитамаке, которое используется лицензиатом и сублицензиатами «Промбизнесгрупп», сказал предприниматель.
«Чего добивается общество “Эссен продакшн”? Полагаю, что не совсем осознанно добивается предъявления мной к нему иска о взыскании компенсации за незаконное использование обозначения Yolka, сходного до степени смешения с принадлежащим мне товарным знаком “Елка”. Полагаю, что руководство общества “Эссен продакшн” не совсем понимает последствия нарушения исключительных прав на чужие товарные знаки. Считаю, что это является результатом непоследовательной судебной практики, которая в настоящее время сформировалась и иногда показывает возможность без каких-либо последствий использовать чужие товарные знаки. Однако в отношении некоторых нарушителей это не срабатывает, и они отвечают по всей строгости закона», — сказал Ибатуллин.
Бизнесмен добавил, что его компания в свою очередь направила предложение «Эссен продакшн» отказаться от права на товарный знак Yolka. Это досудебное предложение, после чего «Промбизнесгрупп» вправе предъявить иск о досрочном прекращении товарного знака Yolka вследствие неиспользования, отметил предприниматель.
РБК Уфа направил запрос АО «Эссен продакшн АГ» .
Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин сообщил РБК Уфа, что после октябрьского решения Суда по интеллектуальным правам у «Эссен продакшн» возникли реальные риски. Ведь если Ибатуллин добьется прекращения охраны ТМ Yolka, то он сможет потребовать запрета на использование данного бренда и возмещения ущерба, связанного с его использованием. В такой ситуации компания может действовать двумя способами: либо пытаться договориться с правообладателем в досудебном порядке, либо обращаться с иском.
«Напомню, что охрана может быть прекращена досрочно по требованию заинтересованного лица при условии, что товарный знак не используется правообладателем в течение трех лет подряд. Бремя доказывания использования законом возлагается на правообладателя товарного знака. В конкретном случае ситуацию усложняет еще и то, что мы говорим о 35-м классе МКТУ, в который входят рекламные услуги, администрирование и менеджмент в бизнесе, офисная служба и т. д.», — говорит Федюкин.
АО «Эссен продакшн АГ» является одним из крупнейших производителей продуктов питания в России. Компания выпускает соусы под брендом «Махеевъ» и кондитерскую продукцию Essen. По данным на сайте организации, производство соусов составляет 230 тыс. тонн в год, кондитерских изделий — 44 тыс. тонн в год. Кроме того, у компании есть девелоперское направление — подразделение Essen Development управляет сетью торговых центров в городах Поволжья, в том числе в Башкирии — Белебее, Туймазах, Нефтекамске. Торговый центр в Йошкар-Оле носит название Yolka.
Компания зарегистрирована в городе Тольятти. Основателем и генеральным директором является Леонид Барышев. Выручка предприятия в 2021 году составила 29,4 млрд рублей, а чистая прибыль — 848,1 млн рублей.
Как сообщал РБК Уфа, предприниматель Азамат Ибатуллин известен громкими судебными процессами, в ходе которых он предъявляет иски предпринимателям, случайно использовавшим названия, зарегистрированные им в качестве торговых знаков. В 2021 году бизнесмен прославился тем, что иск к нему подала крупнейшая британская телерадиовещательная корпорация «Би-Би-Си» (BBC). Компания потребовала в российском суде снять охрану с торгового знака TopGear, зарегистрированного Ибатуллиным. Одноименная телепередача долгие годы выходила на телеканалах BBC.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.