Число корпоративных банкротств в Башкирии выросло за год на 10,7%
В Башкирии в 2025 году было открыто 145 конкурсных производств в отношении юрлиц и крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). Их количество выросло на 10,7% по сравнению с 2024 годом, когда было открыто 131 конкурсное производство, следует из данных «Федресурса».
По числу корпоративных банкротств республика занимает седьмое место среди регионов России. Топ-3 возглавляют Москва (1588 сообщений об открытии конкурсного производства), Московская область (578) и Санкт-Петербург (486). В первой десятке также оказались Краснодарский край, Татарстан, Свердловская область, Башкирия, Ростовская, Новосибирская и Самарская области. При этом в топ-10 число корпоративных банкротств выросло только в Башкирии, в остальных регионах зафиксировано снижение показателя.
В целом по стране количество процедур банкротства компаний в прошлом году снизилось до исторического минимума — 6477. Показатель по сравнению с 2024 годом сократился на 24,3%.
«В последние семь лет мы наблюдаем общую тенденцию к снижению количества корпоративных банкротств, поэтому обновление исторического минимума в 2025 году было вполне ожидаемым», — говорит руководитель «Федресурса» Алексей Юхнин.
Количество наблюдений в 2025 году снизилось на 15,2%, до 5268 процедур. Также зафиксировано снижение числа намерений кредиторов подать заявление о банкротстве — на 16,3% по сравнению с 2024 годом.
66,8% в общей структуре инициаторов дел о банкротстве юрлиц приходится на конкурсных кредиторов, 16,5% — на самих должников, 16,4% — на Федеральную налоговую службу. Крайне редко применяются процедуры внешнего управления и финансового оздоровления, направленные на восстановление платежеспособности компаний. В прошлом году их ввели 59 раз против 81 в 2024 году, на долю таких процедур пришлось всего 0,9% всех типов процедур.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Астериск» Владимир Хантимиров отметил, что сокращение числа корпоративных банкротств в России является закономерным результатом изменения подходов к работе с проблемной задолженностью и повышением госпошлин на обращение в суд. По его мнению, снижение статистики на 24,3% не свидетельствует об оздоровлении экономики, но указывает на изменение стратегии кредиторов, которые чаще отказываются от инициирования банкротных процедур из-за их низкой экономической эффективности.
«Предпочтения кредиторов отдается альтернативным правовым механизмам возврата долга. На количество банкротных дел влияет смещение фокуса кредиторов с банкротства юрлица на привлечение контролирующих его лиц к субсидиарной ответственности. Ранее для взыскания долга с собственников бизнеса кредиторы финансировали процедуру банкротства компании. Однако сформированная Верховным судом РФ практика позволяет кредиторам подавать иски к контролирующим должника лицам вне рамок дела о несостоятельности, если у должника отсутствуют средства на процедуру или он уже исключен из реестра юридических лиц», — говорит эксперт.
Владимир Хантимиров считает, что в 2026 году резкого изменения сложившихся тенденций не произойдет.
Адвокат Forward Legal Сергей Кокорев отметил, что сейчас все чаще банкротство инициируют сами компании‑должники, чтобы иметь контроль над процедурой и снизить риски споров. Кроме того, государственные меры, моратории и льготные схемы поддержки бизнеса в кризисных отраслях уменьшили количество обращений в суд.
«Тренд к снижению количества банкротств может сохраниться, но это вовсе не устойчивый фундамент: он зависит от экономических условий, налоговой нагрузки и доступности кредитов. Если ставки, долговая нагрузка и налоговая нагрузка останутся высокими, отложенный спрос на банкротства может проявиться позже, что может изменить тренд. При этом реформы законодательства о банкротстве, если они будут приняты, могут как усилить снижение числа процедур за счет других инструментов, так и наоборот — стимулировать нормальную работу института банкротства», — говорит он.
По словам Кокорева, восстановительные процедуры до сих пор крайне редко применяются, так как стоимость и сложность таких механик не мотивируют ни должников, ни кредиторов активно их использовать. Однако государство планирует усилить инструменты оздоровления бизнеса, и при удачном законодательном улучшении их доля может вырасти.
Как писал РБК Уфа, в 2024 году в Башкирии конкурсное производство было открыто в отношении 131 юридического лица и КФХ. Это на три банкротства, или 2,3%, больше, чем было в 2023 году.