Перейти к основному контенту
Как делают бизнес в Башкирии ,  
0 

Уфимский бизнесмен открыл племенную ферму, чтобы делать крафтовый сыр

Валерий Давлетшин вложил в частную сыроварню и покупку голландских коз свыше 12 млн рублей. За два года семейное предприятие освоило выпуск более 40 сортов сыра.
Фото: Эльвира Ибрагимова
Фото: Эльвира Ибрагимова

- Для нас эта ферма – модель, как правильно организовать производство, которое выпускает продукт наивысшего качества, - говорит Валерий Давлетшин. Услышав голос хозяина, десятки коз сбиваются в кучу и норовят уткнуться ему в плечо. - Прежде чем окунуться в сыроделие, я поездил по миру, посмотрел, как там относятся к животным, к с самому процессу. Супруга училась сыроварению во Франции и Италии. Иностранцы не умнее нас, тогда почему мы везем продукты оттуда, считая их лучше? У нас не хотят работать. Единственная мечта многих - вложить в пирамиду сто рублей и получить тысячу.

Бизнесмен в который раз отвлекается на телефонный звонок. Ему звонят каждые пять минут: поставщики животных, покупатели сыра, тут же он решает вопросы своего основного бизнеса – производства высокопрочного бетона. Средства, привлеченные как раз таки с этого предприятия, позволяют Давлетшину заниматься развитием фермы. В общей сложности, на покупку животных, на обустройство сыроварни он вложил более 12 млн рублей. В настоящее время ведет переговоры о покупке голландского козла-чемпиона, цена которого один миллион рублей. От кредитов предприниматель принципиально отказывается, чтобы не загонять себя в кабалу.

Фото: Эльвира Ибрагимова

- Пока наше производство ни в коем разе не рентабельно, - говорит супруга фермера Гузель. Беседуя, она успевает поставить тяжеленные кастрюли с сывороткой на плиту, загрузить в формы новую партию сыра. – Выручки еще как таковой нет. Да, реализуем сыры в рестораны, на ярмарках, находим покупателей через соцсети, но это случайные продажи по себестоимости продукта (средняя цена сыра Давлетшиных составляет около 200 руб/100 гр – от ред.). Много уходит на подарки, чтобы стать узнаваемыми. Почти не делаем мягких сыров, которые имеют небольшой срок хранения. Мы только учимся, экспериментируем. Понимаем, что не вытянем ситуацию, производя, как на иностранных фермах только два-три сорта сыра. У каждого свои предпочтения. Поэтому выпускаем 40 сортов, плюс на каждом этапе созревания у продукта свой вкус. Но я не ставлю пока высокую цену на зрелые сыры, потому что будут покупать только то, что дешевле. Нам хочется, чтобы люди все попробовали, оценили. Мы растем и стараемся приучить своего покупателя к культуре потребления сыров. При этом знаем, что никогда не станем массовым производителем, потому что хотим сохранить «хендмейдовый» подход к работе.

Школьная сыроварня, как называют ее Давлетшины, находится в подвале их частного дома в Максимовке. С сыроварением Гузель справляется одна, ее рабочий день начинается с семи утра и заканчивается в десять часов вечера. Она пыталась завести помощницу, но ее требования к чистоте не исполнялись, приходилось прощаться. На ферме, к слову, тоже не много работников - всего два скотника. Мигранты. Давлетшины привлекали местных жителей, но те слишком халатно, по их словам, отнеслись к обязанностям и, прежде всего, к животным.

- Нужно любить дело, которым занимаешься, - говорит Гузель. - Я экономист по образованию, но нашла себя в сыроделии. Кажется, что варю сыры вторую жизнь - настолько легко и с удовольствием мне это дается. С Валерой мечтаем, чтобы дети заинтересовались сыроварней, есть опыт, знания, которые мы хотим им передать, но дочь с сыном живут за границей и пока не планируют возвращаться.

Сами Давлетшины занялись сырами совершенно случайно: соседка отказалась продать молоко, заявив, что люди они не бедные, могут позволить себе купить козу. Уже через месяц в хлеву появилась первая коза.

Фото: Эльвира Ибрагимова

- Она самолетом к нам прилетела, - рассказывает Валерий. - Друзья привезли в Питер партию животных из Голландии, одну козу я у них выпросил.

Гузель пришлось вспомнить свое деревенское детство, засучить рукава и идти на дойку. Молоко понравилось, начали делать йогурты, кефир. Изучили сырный рынок и поняли, что он свободен для качественного продукта. А так как сыропригодного молока, по убеждению Валерия Давлетшина, на российском рынке нет, он загорелся идеей создать свою племенную ферму.

- Что толку вводить эмбарго на сыры, если животных, оборудование, корма все равно ввозим из-за границы, - возмущается бизнесмен. – Читал документы, где указано, что Россия импортирует животных с 1820 года. Получается, за два века мы так и не научились создать свой племенной материал!

Он закупил в Голландии двух коров голштинов и восемь коз зааненской породы, которые отличаются особым качеством молока. В пик лактации козы могут давать по восемь литров молока в день. Через год Давлетшины завезли еще сто голов молодняка. Ферму соорудили всего за месяц на восьми сотках позади дома.

- Это школьная ферма, - отмечает Валерий. - Прошлой весной договорились о покупке земельного участка в 20 гектаров недалеко от Максимовки, но из-за бюрократических проволочек землю получили только в октябре. Чтобы не сорвать контракт на поставку животных, пришлось напрячься.

Именно потому, что ферма и сыроварня находятся в частном секторе, Давлетшины не могут организовать экотуризм, на котором тоже могли бы зарабатывать.

Со строительством новой фермы Валерий Давлетшин планирует довести дойное стадо до 600 голов. Его мечта - создать крепкое генофондное предприятие.

- В Казахстане фермерам при покупке племенного животного компенсируют 90% расходов. У нас - тысяча рублей на голову, при том, что стоимость одной козы начинается от 70 тысяч, а с транспортными расходами переваливает за 120, - говорит предприниматель. - Сегодня закладывается миф, что нам не нужно продуктивное долголетие, нам нужна молочная продуктивность. А через пару лет фермер вынужден опять ехать за границу, чтобы закупать ремонтный молодняк.

Расул Гусманов, председатель аграрного комитета госсобрания РБ

- Улучшение племенных качеств сельскохозяйственных животных необходимо, причем это актуально не только для крупного рогатого скота, но и для всех остальных сельскохозяйственных животных и даже птицы.

В республике имеется система племенных хозяйств, которые проводят весь комплекс от разведения до реализации племенного скота, обладающего высокими показателями продуктивности, но они не могут обеспечить спрос. И вопрос создания селекционно-генетического центра, например, по чистопородному разведению КРС, сегодня как никогда актуален.

Другой вопрос, что для полноценного охвата всех животноводческих хозяйств необходима бюджетная поддержка проектов. Требуется полноценное научное сопровождение, научные кадры, техника, помещения, высокопородный скот и материалы, которые совершенно не дешевы. Но эффект от вложений, безусловно, будет значительно выше затрат, так мы оградим себя от завозных болезней и расхода валюты.

Бизнесмен считает, что иностранцы, привыкшие к требованиям россиян «что подешевле», стараются подсунуть слабых животных. В качестве примера приводит историю о том, как у него сорвалась поставка 200 коз от немецких фермеров: «Никаких вопросов не возникало ровно до тех пор, пока не сказал, что буду чипировать всех отобранных животных. Тут же без объяснения причин договор был расторгнут».

Фото: Эльвира Ибрагимова

- Сельскохозяйственный бизнес – самый сложный из всего, чем мне приходилось заниматься до этого, - признается Валерий Давлетшин. - Во-первых, ты несешь большую ответственность за животных (в апреле, например, начнется окот, меня уже пробирает мандраж), а во-вторых, здесь быстро все меняется, приходится принимать молниеносные решения. Нет двух одинаковых хозяйств, чтобы полностью перенять опыт, все равно будут свои нюансы. Но эта работа, когда шаг за шагом выстраиваешь честное производство, слышишь хорошие отзывы о продукте, она приносит невероятное удовлетворение от того, что уже удалось сделать.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама. ООО «БОРК Импорт»

Лента новостей
Курс евро на 19 декабря
EUR ЦБ: 108,51 (+0,16)
Инвестиции, 18 дек, 18:57
Курс доллара на 19 декабря
USD ЦБ: 102,78 (-0,22)
Инвестиции, 18 дек, 18:57
Все новости Башкортостан
«Сыроварня» — о том, как возникла концепция «деревенского ресторанаФраншизы, 12:19
Началась трансляция прямой линии с ПутинымПолитика, 12:11
«РИА Новости» узнало, что генерал Булгаков подозревается в создании ОПГОбщество, 12:10
Камера для фото улиц на картах Google помогла поймать убийц в ИспанииОбщество, 12:09
Кристофера Нолана посвятили в рыцариПолитика, 12:07
Не просто квартиры: какую недвижимость купить для «золотой визы» ГрецииНедвижимость, 12:01
Прямая линия с Владимиром Путиным. ТрансляцияПолитика, 12:00
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Два старых бензовоза: как вырастить оборот компании в 10 раз до ₽3 млрдРБК и Альфа-Лизинг, 11:57
Бросившую дочь в аэропорту россиянку оставили под стражей в ТурцииОбщество, 11:51
Старший сын Дэвида Бекхэма рассказал, что коллекционирует виноВино, 11:48
Владимир Путин подводит итоги года. ОнлайнПолитика, 11:44
Российские военные заняли Зеленовку и Новый Комар в ДНРПолитика, 11:38
Сырский назвал чрезвычайно сложной обстановку на фронтеПолитика, 11:38
Назван район Москвы, где количество квартир в продаже упало почти вдвоеНедвижимость, 11:35