УФАС Башкирии может наказать Сбербанк за рассылку с номера 900
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Башкирии может привлечь к ответственности ПАО «Сбербанк» за распространение ненадлежащей рекламы по официальному СМС-каналу с номером 900. Ведомство провело расследование по заявлениям местного жителя, который получал навязчивую рассылку с предложениями продуктов банка.
В сентябре 2024 года заявитель подал в УФАС девять жалоб на рекламу от «Сбера». СМС-рассылку он получал с февраля по сентябрь. В них банк рекламировал кредитную карту, полис ОСАГО, программу долгосрочных сбережений и сервис «СберПрайм».
По данным УФАС, рассылку от имени Сбербанка могли осуществлять две компании-подрядчика — ООО «ОСК» и «Сбербанк-Телеком». В «ОСК» антимонопольной службе сразу заявили, что подобные сообщения по поручению банка они не рассылали. В «Сбербанк-Телекоме» сообщили, что они «осуществляют только передачу получателю информации, сформированной отправителем (ПАО “Сбербанк”), имея целью не распространение рекламы, а оказание услуг связи».
В связи с этим единственным ответчиком по делу стал Сбербанк. В кредитной организации сообщили, что согласие на получение рассылки содержится в договоре оказания банковских услуг. Но автор жалоб указал, что в феврале 2024 года он направил на электронную почту банка письмо с отзывом своего согласия на обработку персональных данных и получение рекламы. В «Сбере» сообщили, что «технически этот отказ не был отражен в автоматизированной системе банка».
В УФАС сочли, что это не оправдывает распространителя рекламы.
«Заявитель воспользовался своим правом, предусмотренным федеральным законодательством, и отозвал согласие на получение рекламных сообщений от ПАО “Сбербанк”. То обстоятельство, что банк не зафиксировал факт отказа в программном обеспечении, не освобождает общество от обязанности прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием», — говорится в решении антимонопольной службы.
В результате рекламу признали ненадлежащей, а материалы дела передали для возбуждения административного дела. При этом Сбербанку не будут выдавать предписания, так как компания сообщила, что прекратила рассылку.
Старший юрист адвокатского бюро «Казаков и партнеры» Станислав Дабижа сообщил РБК Уфа, что ответственность за подобное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Она предусматривает штрафы на должностных лиц в размере от 4 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
«Следует отметить, что в рассматриваемом случае в действиях банка установлено девять случаев рассылки рекламных сообщений, а по общему правилу штраф назначается за каждый случай отдельно. В то же время на практике такие множественные нарушения иногда рассматриваются как одно действие и назначается один штраф. Итоговый размер штрафа будет зависеть от большого количества факторов: смягчающих и отягчающих обстоятельств, признаков малозначительности, возможности замены штрафа предупреждением, имущественного положения и т. п., и определяется должностным лицом при вынесении постановления о назначении административного наказания», — сказал Дабижа.
Согласно законодательству о рекламе, распространение рекламы допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, говорит управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик.
«Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. При этом рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. За нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, предусмотрена административная ответственность для юридического лица в размере от 100 тыс. до 1 млн руб.», — говорит эксперт.
По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, зарегистрированное в 2005 году в Москве ООО «ОСК» является одним из подрядчиков Сбербанка. Стороны с 2015 года заключили семь контрактов на 74 млн руб. на оказание услуг поддержки платформы СМС-информирования клиентов банка. Компания подконтрольна Антону Шишковскому, Павлу Сорокину и зарегистрированному в ОАЭ «Айтек Эдвайзорс Миддл Ист ФЗКО». Выручка в 2023 году составила 15 млрд, а чистая прибыль — 1,5 млрд руб.
ООО «Сбербанк-Телеком» зарегистрировано в 2016 году. Компания тоже является подрядчиком цифровых услуг для «Сбера». В открытых данных есть сведения о двух контрактах на 86 млн руб. В 2023 году компания заработала 31 млн при выручке 3,2 млрд руб.
Как сообщал РБК Уфа, недавно антимонопольная служба в Башкирии оштрафовала Т-Банк на 500 тыс. руб. также из-за ненадлежащей рассылки рекламы. Кроме того, ведомство аналогичным образом признало Промсвязьбанк нарушившим закон о рекламе.