Как молодой предприниматель ввел моду на кофе в башкирской провинции
Каково это - открыть эспрессо-бар в маленьком городке и сделать кофейню «модным» местом?
Вкус настоящего кофе
Кофе за сто (!) рублей, пончик - целых 60! Для уфимцев эти цены вполне привычные, а вот жителей маленьких городов такой ценник смущает.
- Многие так и спрашивали: в чем разница между вашим кофе и «три в одном», что продается за углом за 15 рублей, - рассказывает владелец популярной теперь в Кумертау кофейни Роман Рахман. – Но сейчас распробовали, начали разбираться…
Идея открыть кофейню Роману пришла два года назад, когда встречался с будущей женой. Конфетно-букетный период, по признанию молодого человека, давался тяжело - пригласить девушку было катастрофически некуда. Приходилось либо колесить на машине по городу, либо ради уютного вечера выезжать в столицу. Особенно любили заглянуть в кофейню, выпить чашечку вкусного кофе (оба пристрастились к нему во время учебы в Уфе). Мечтали, как хорошо было бы открыть такое заведение в Кумертау.
«Чем меньше город, тем легче сделать бизнес»
Возможность переехать в мегаполис у Романа была всегда, но молодой человек искренне считает, что заниматься бизнесом в маленьком городе гораздо проще: «все люди на виду, знаешь, кому можно доверять». Сначала открыл туристическое агентство, а когда бизнес из-за кризиса стал пробуксовывать, начал рассматривать другие направления.
- У родителей (они содержат сеть магазинов косметики и бытовой химии – от ред.) как раз пустовало помещение - 65 квадратов в центре Кумертау. Взял его в аренду. Подумал открыть по франшизе магазин сувениров, но когда хорошенько просчитал, вышло, что выгоды никакой. Второй была идея продавать чай и кофе на развес, такого товара в городе почти не было, но для чайной витрины помещение было слишком большим.
Тогда Роман вспомнил об эспрессо-баре. Пообщался с владельцами уфимских кофеен, послушал их советы и решился.
300 тысяч рублей на «старт-ап»
На открытие кофейни молодому человеку понадобилось около шестисот тысяч рублей. Триста тысяч составили его собственные сбережения, еще триста Роман получил в местной администрации в виде субсидии на развитие «старт-ап» проектов. В 2015 году такую поддержку в Кумертау получили более 40 предпринимателей.
- Сложностей никаких не было, - признается молодой предприниматель. - Предоставил бизнес-план, специальная комиссия осмотрела помещение – через две недели получил деньги.
Ремонт, дизайн кофейни Роман и его супруга Аделия делали и продумывали самостоятельно. Субсидия в основном пошла на покупку оборудования – кофе машину, кофемолку, кондитерскую витрину и т.д.
Кстати, единственная большая сложность, которая обнаружилась во время работы - в Кумертау нет мастеров, которые могли бы починить кофейное оборудование. Если кофе машина начинала барахлить, возникали проблемы с фильтром, Роману приходилось звонить в Уфу и самому устранять неполадки.
- А вообще, положа руку на сердце, каких-то серьезных трудностей не возникало. Главные трудности в голове – пойдет, не пойдет народ? Например, вчера у нас была прекрасная погода, народ должен был гулять, а в кофейне – пара человек. Зато сегодня метет, снег в лицо, не проедешь, не пройдешь, а народ заходит. Не предугадаешь! Сколько раз пробовали статистику вести, а все по-разному. И каждый раз переживаешь!
Обошлись без спиртного
- Алкоголь отсекли сразу, слишком много документов нужно на него собирать. А вот про пиво думали, - рассказывает Роман. - Но потом пришли к выводу, что с такой маленькой посадкой – у нас максимум вмещается 30 человек, - долгие посиделки с пивом не выгодны. Выпьет человек три бутылки пива, а просидит весь вечер. С кофе процесс более активный.
Еще была идея самим обжаривать кофейные зерна. Но, как выяснилось, это очень сложная и тонкая работа, которая доступна не каждому.
Маффины, пончики, чизкейки и другие десерты решили заказывать в уфимских кондитерских. Своих в Кумертау, к сожалению, не нашлось. Привозят их попутным грузом местные таксисты. Утром пирожные еще в печи, к обеду уже в кофейне.
Следующий шаг - открытие паба
Свои вложения, не считая господдержку, Роман, по его словам, окупил за полгода. В среднем кофейню посещают около 40-50 гостей в день, выручка за месяц составляет более трехсот тысяч рублей, прибыль – около 50 тысяч рублей.
- Первое время очень много вкладывали в предприятие: купили еще одну кофемашину, кофемолку, стойку для кейтеринга. С такой стойкой выезжали на КВН, в парках предлагали «кофе с собой». Сейчас администрация во время заседаний вместо чая с пирожками приглашает организовать кофе-брейки.
В свою команду Роман взял четверых студентов. Признается, что были проблемы по подбору персонала, пришлось долго обучать, ругать, хвалить, но сейчас он доволен результатом. Гордится тем, что вовремя оплачивает ребятам зарплату (в среднем у каждого выходит около 12 тысяч рублей в месяц).
Дела идут неплохо, на чашечку кофе заглядывает не только молодежь, но и люди более солидного возраста, стало модно проводить в кафе детские дни рождения. И все же руку на пульсе приходится держать постоянно. К примеру, заметив, что во вторник и среду падает посещаемость, в кофейне начали организовывать тематические вечера. Недавно провели поэтический вечер, так горожане узнали, что в Кумертау есть два клуба, где ребята пишут стихи. Проводят ярмарки хенд-мейд. Летом, когда горячий кофе перестал пользоваться спросом, быстро перешли на холодные коктейли. Перед Новым годом супруга Романа, которая продолжает вести в семье туристический бизнес, организовала доставку подарочных наборов из чая и кофе.
Обо всех новинках, происходящих в «модном месте», кумертаусцы узнают из соцсетей. Интернет оказался лучшим помощником в продвижении. В отзывах Роману уже пишут из соседнего Мелеуза, просят открыть такой же эспрессо-бар и у них.
- Пока я об этом не задумывался, в моих ближайших планах открыть в Кумертау полноценное кафе с кухней, что-то типа паба, с мясом, с крафтовым пивом, которого в городе пока нет, - говорит Роман Рахман. – Планирую взять кредит под это дело. Около миллиона рублей.
В администрации города молодого бизнесмена обещают поддержать - предоставить льготы на аренду помещения. Они предусмотрены статусом территории опережающего социально-экономического развития, который недавно получил моногород.