Сардана Авксентьева призвала расширить финансовую независимость регионов
Субъекты России должны получить больше экономической самостоятельности, в том числе возможность для налогового маневра, когда он необходим для поддержки того или иного регионального предприятия, такое мнение высказала советник председателя партии «Новые люди», экс-мэр Якутска Сардана Авксентьева в интервью телеканалу РБК Уфа. По ее словам, в ряде случаев регионы могут самостоятельно принимать решение и об освобождении тех или иных производителей от налоговой нагрузки.
«Я считаю, что больше денег нужно оставлять в самих регионах, и не в каких-то особенных, а во всех. Конечно, те регионы, которые не могут заработать сами, они нуждаются в помощи и поддержке государства, но регионы, где есть своя база, налоговая в том числе, должны жить более вольно. То, что сейчас субъекты превратили в попрошаек за дотациями, это совершенно неправильно. Где деньги зарабатываются, там и должны оставаться», — сказала Авксентьева.
Экономист Всеволод Спивак также считает, что на сегодняшний день система распределения налогов и обязанностей между федеральным и региональным уровнями несбалансирована. Об этом свидетельствует подавляющее большинство дотационных субъектов в стране — в 2019 и 2020 годах их число составляло 72, при этом Башкирия входила в десятку самых дотационных субъектов.
«Я думаю, что исторически это определялось не экономической целесообразностью, а политическими мотивами: без средств регион всегда должен был беспрекословно подчиняться решениям центра. И естественно, если ты всегда ходишь с протянутой рукой, то ни о какой самостоятельности говорить не приходится. Многоуровневая система подавления региональной и местной самостоятельности существенно сдерживает их экономическое развитие», — считает экономист.
По мнению Сарданы Авксентьевой, расширение экономической самостоятельности регионов поможет и развитию муниципалитетов. На сегодняшний день последние получают от субъектов очень много полномочий, ненаполненных финансовым содержанием.
«В Якутске это был вопрос с приобретением жилья детям-сиротам, обеспечением жильем людей с ограниченными возможностями здоровья. Таких примеров можно привести массу, любой мэр может буквально садиться и перечислять. У муниципалитетов на сегодняшний день полномочий больше, чем денег, необходимо провести тотальную инвентаризацию этих полномочий. И чем больше у региона будет оставаться денег, тем больше их будет идти в муниципалитеты», — сказала Авксентьева.
С тем, что ситуация с самостоятельностью на муниципальном уровне еще хуже, чем на региональном, согласен и Всеволод Спивак. Об этом свидетельствует то, что доля собственных доходов в столице республики составляет 42–45%, а, к примеру, в Агидели показатель меньше 20%. В то же время экономист отмечает, что государство даже в условиях сверхцентрализации не может сдержать коррупцию, а расширение самостоятельности на местах без развитых институтов гражданского контроля может привести к тотальной коррупции.
По мнению Авксентьевой, на сегодняшний день регионы действуют по примеру федерального центра, который отбирает часть самостоятельности у субъектов, а те в свою очередь забирают ее у муниципалитетов. В качестве одного из примеров можно назвать и резонансный закон о передаче полномочий по распоряжению землями без разграниченного права собственности с муниципального на региональный уровень, принятый в Башкирии в 2020 году. По мнению экс-мэра Якутска, такие меры совершенно не оправданны, а право распоряжения территориями муниципалитетов является основополагающим принципом их существования.
Улучшить ситуацию на местах может и возвращение выборов мэров, подчеркивает Сардана Авксентьева. «Необходимо реализовать три принципа. Первое — это выборы мэра, поскольку, когда он избирается, для него работодателем становится каждый житель города, а не выбравшие его депутаты или пролоббировавший его кандидатуру губернатор. Второе — это взаимодействие с городскими сообществами и активистами. Поскольку люди ставят конкретные задачи в отличие от рейтингов инвестиционной привлекательности и планов стратегического развития. И третье — это взаимодействие власти со всеми СМИ и площадками, которые доводят или формируют общественное мнение», — сказала она.