До 2024 года в кластер беспилотной авиации в Башкирии вложат 2 млрд
В развитие кластера беспилотной авиации в Башкирии до 2024 года вложат 2 млрд рублей. Уже в 2022 году запустят первые опытно-конструкторские работы, еще через год в регионе появится испытательный полигон и начнется выпуск промышленных беспилотников. Об этом стало известно в ходе «Инвестчаса» с главой республики. Правительство Башкирии накануне, 26 августа, заключило соглашение о намерениях по созданию кластера с компаниями «Геоскан», «Аэроглоуб» и «ХОВЕР», НИЦ «Институт им. Николая Жуковского» и УГАТУ. Партнерами кластера также станут «Ростелеком» и КумАПП.
Кластер, помимо производств, будет включать дата-центр, зарядные станции и логистические маршруты. Его участники будут совместно разрабатывать и выпускать компоненты и информационные системы для беспилотников и вести научно-методическое сопровождение этого направления. Формировать кластер будут вокруг якорного предприятия «Геоскан», запустившего в Башкирии производство, ориентированное на выпуск беспилотных вертолетов и аэротакси. На первом этапе в проект будет вложено 250 млн рублей и создано 20 рабочих мест.
Заместитель генерального директора компании «Геоскан-Уфа» Павел Степанов отметил, что потенциал дальнейшего развития этого направления и вовлечения в него различных специалистов очень широк. По его словам, беспилотники сегодня актуальны для нефтегазовой сферы, энергетического комплекса, сельского и лесного хозяйств, а также кадастровой работы.
«Это беспрецедентный и очень интересный для Башкортостана проект. Мы поставили амбициозную задачу, которую можно решить только совместными усилиями на основе кластерного подхода», — прокомментировал создание кластера глава региона Радий Хабиров.
Курирует реализацию проекта директор Центра стратегических разработок Башкирии Рустем Давлетов. По его словам, основной целью формирования кластера станет создание в регионе отрасли беспилотной авиации на основе современной инфраструктуры.
«Мы не просто открываем очередное производство, а запускаем принципиально новые направления и продукты на зарождающихся перспективных рынках. Это потребует внедрения инновационных технологий и оригинальных разработок, в том числе для двигателей, датчиков и сенсоров, систем управления и стабилизации, решений в области передачи и обработки информации, машинного зрения, новых материалов с повышенными возможностями работы в критических условиях», — сказал Давлетов.
Еще один участник кластера — «ХОВЕР» — будет специализироваться на производстве дронов-такси грузоподъёмностью до 300 кг. Компания «Аэроглоуб» будет выпускать дроны для нужд сельского хозяйства. Готовить специалистов в области управления и обслуживания беспилотных систем будет УГАТУ.
В рамках кластера КумАПП будет выпускать беспилотные вертолётные комплексы с максимальной взлётной массой 200 кг. По словам исполнительного директора по производству холдинга «Вертолёты России» Михаила Рыбакова, такой вертолет ориентирован на выполнение широкого спектра задач как государственных, так и корпоративных структур, в их числе мониторинг пожарной обстановки, состояния сельхозугодий, промышленных объектов и транспортных сооружений.
Первый экземпляр техники продемонстрировали на прошедшем в июле авиационно-космическом салоне МАКС-2021, к концу года он пройдёт сертификацию. В новое производство в Кумертау вложат 2,3 млрд рублей. Как сообщал РБК Уфа, часть средств на реализацию проекта КумАПП планирует пливлечь в Фонде развития промышленности.
По мнению управляющего партнера Экспертной группы Veta Ильи Жарского, направление по развитию широкопрофильной беспилотной авиации является крайне перспективным и высокомаржинальным, поскольку речь идет о разработке и внедрении высоких технологий в том числе и за счет привлечения крупнейших компаний, так или иначе задействованных в этом бизнесе.
«Производство беспилотников для разных целей применения является дальновидным шагом, который позволит кластеру иметь возможность реализовывать продукцию как для целей госзакупок, так и для крупного и среднего частного бизнеса, более того, беспилотники смогут занять высокую позицию в доле экспорта, и для продвижения на внешних рынках у них есть все шансы, так как производитель сможет предлагать уникальные опции, ориентированные на разные сферы экономики. За счет высокого уровня господдержки, а также высокого синергетического эффекта между партнерами проекта, окупаемость может идти опережающими темпами — при налаживании регулярного сбыта продукции, а также при наличии комфортных таможенных условий в случае выхода на экспортные рынки, она, на мой взгляд, может составить от 5 до 7 лет», — отметил Жарский.
По его словам, Башкирия от создания кластера может получить заметный экономический рост, в том числе и за счет дополнительного развития давальческой отрасли – это могут быть предприятия по производству различных комплектующих. Кроме того, реализация проекта даст толчок в развитии образовательной сферы по части подготовки профессиональных кадров.