В Башкирии оценили идею отмены ограничения в два срока для глав регионов
В Госдуму РФ внесен законопроект, в котором предлагается отменить запрет губернаторам избираться более двух сроков подряд. Проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» внесен сенатором Андреем Клишасом и депутатом Павлом Крашенинниковым.
Опрошенные РБК Уфа эксперты считают, что документ направлен на унификацию системы региональной власти, дальнейшее укрепление властной вертикали, а также может стать дополнительным инструментом контроля над губернаторами. По мнению политолога Дмитрия Михайличенко, закон принимается в интересах конкретно двух глав регионов — мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Московской области Андрея Воробьева.
«Если смотреть список губернаторов, то это касается только Собянина и Воробьева. Потому что у остальных полномочия истекают в 2024–2025 годах или они не имеют такого политического веса. Например, Александр Богомаз в Брянской области или Сергей Аксенов в Крыму. Хабирова же это вовсе не касается, потому что он проводит у власти только первый срок. Кроме того, Кремль подает определенный сигнал: если губернаторы их будут устраивать (а там критерии — выполнение распоряжений федерального центра, высокий рейтинг доверия власти, электоральная управляемость), то они могут рассчитывать на долгое правление», — говорит Михайличенко.
Политтехнолог Константин Калачев добавляет в этот список с Собяниным и Воробьевым президента Татарстана Рустама Минниханова и главу Чечни Рамзана Кадырова. Эксперт согласен с тем, что законопроект направлен на повышение управляемости регионами.
«Только что система прошла тестирование на выборах в Госдуму. Результатами в Татарстане, Московской области, Москве, за исключением некоторых нюансов, все довольны. В 2024 году у нас будут выборы президента, а может быть, и раньше. Нужно укреплять систему власти в стране, обеспечить преемственность и стабильность. Есть Собянин, у которого истекает срок полномочий, Воробьев, у которого последний срок. У Минниханова и Кадырова времени есть побольше. Но в любом случае нужно дать региональным элитам возможность смотреть в будущее с уверенностью. Теперь уже все понятно: все будет по-прежнему, как есть», — сказал Калачев.
Политолог Николай Евдокимов считает, что, кроме целей унификации управления регионами, большого смысла у этой законодательной инициативы нет. Более того, отмену ограничений для губернаторов можно рассматривать как дальнейшее наступление на демократию, считает эксперт.
«Количество сроков не является принципиальным. Мы видели, что некоторые главы регионов у нас раньше достаточно долго находились у власти. Тот же Евгений Савченко в Белгородской области, Юрий Лужков в Москве или Муртаза Рахимов у нас в Башкортостане. Поэтому нельзя сказать, что это какая-то принципиальная новация. Другое дело, что два срока сохраняли какую-то видимость демократичности. Честно говоря, на мой взгляд нет необходимости в отмене этого ограничения. По факту мы видим, что некоторые губернаторы и одного срока досидеть не могут, потому что продолжительность пребывания губернаторов у власти целиком и полностью зависит от воли главы государства», — констатирует Николай Евдокимов.
С тем, что судьба губернаторов непредсказуема и полностью зависит от Кремля, согласен и Дмитрий Михайличенко. По его словам, в ближайшее время стоит ожидать нового «губернаторопада». Но, кроме отставки, сейчас у федерального центра появились и другие меры воздействия на глав регионов, не справляющихся со своими обязанностями.
«Мы видим, что инструментов централизованного контроля над губернаторами становится больше. Это не только увольнение, но и публичные наказания в виде предупреждения, отстранения от должности и т.д. Это сделано даже не для президента, а для правительства, где недавно появились кураторы над регионами», — говорит Михайличенко.
Как сообщал РБК, этот же законопроект предусматривает возможность для президента делать выговоры и предупреждения главам регионов. Кроме того, глава государства может прекращать полномочия губернаторов по любым основаниям, а не только в связи с совершением преступления или утерей доверия.