Общественному контролю не нравятся инвестиции башкирских монополий
В Госсобрании прошло заседание межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при главе Башкирии. Подобные органы с однотипными названиями созданы в прошлом году при главах всех субъектов России: это было требование правительства. Таким образом оно надеется развивать общественный контроль над монополистами. Это уже второе заседание нового органа, и оно продемонстрировало непонимание между общественниками и теми, кого они собрались контролировать.
В феврале совет обозначил восемь монополий, работу которых собирался изучать: среди них были названы «Башкирэнерго», Энергосбытовая компания Башкортостана, ООО БашРТС, теплосети и водозаборы нескольких городов, включая Уфу. Тогда же в них были делегировали уполномоченные. В совете ожидают, что правительство России наделит этих уполномоченных правом не только совещательного, но и решающего голоса в компаниях. Представители нескольких компаний, присутствовавшие на нынешнем заседании, заявили в ответ, что в первый раз слышат фамилии курирующих их уполномоченных, не знакомились с их отчетами и не согласны с прозвучавшими выводами.
Директор по стратегии Башкирской генерирующей компании Тимофей Дубровский сказал, что «не видит места общественного совета» в цепочке тех, кто принимает решения. Заместитель исполнительного директора Энергосбытовой компании Башкортостана Валерий Манаков сообщил, что «не понимает, кто такие уполномоченные, каковы их права и обязанности», и «посоветуется с Москвой» на этот счет.
Тем не менее, глава совета Анатолий Дубовский огласил основные выводы наблюдателей по инвестпроектам некоторых монополий: вероятно, они лягут в основу отчета, который совет предоставит главе Башкирии. Эксперты совета раскритиковали, в частности, инвестпроект «Башкирэнерго», главным образом за спорность приоритетов и их «неочевидную связь с тарифами». Анатолий Дубовский считает, что «не оптимизировано технологическое подключение малого бизнеса к сетям»: ранее сообщалось, что ставки такого подключения в Башкирии значительно выше, чем в других российских регионах, включая Москву и Санкт-Петербург. Приводились примеры, когда за подключение частной гостиницы к электросети в Бурзянском районе монополист запросил у предпринимателя 1,5 млн рублей. Глава совета считает, что энергетики «направляют тарифные средства на повышение собственной капитализации».
Особо общественники остановились на изменениях, которые «Башкирэнерго» внесло в свою инвестпрограмму в этом году: теперь предприятие предполагает направить основные вложения в реконструкцию электросети Уфы. Замминистра промышленности и инновационной политики Башкирии Ильдар Шахмаев признался, что новый вариант инвестпрограммы вызвал у него возмущение:
– У нас 70% энергохозяйства в неудовлетворительном состоянии, многие села питаются от заброшенных линий, а тут в Уфе пытаются построить «золотые» сети с непонятными параметрами надежности, которые превышают российские нормативы в несколько раз. На это выделяются огромные средства. Мы не в состоянии пропустить в Зауралье ни одного мегаватта по сетям! Если мы что-то хотим там построить, то вынуждены подключаться к сетям Челябинской и Оренбургской областей и вкладывать деньги в них.
Представители энергетических компаний не согласились с критикой, пояснив, что их инвестпроекты проходят многоступенчатую процедуру согласования как в органах власти региона, так и в минэнерго России. Тем не менее, совет решил разработать программу по «использованию сверхприбыли, полученной регулируемыми организациями за счет неисполнения тарифных решений, на финансирование инвестпроектов, направленных на оптимизацию расходов по подключению субъектов малого и среднего бизнеса к сетям». Документ будет представлен главе Башкирии.