Уфимский завод может лишиться земли из-за продолжения Восточного выезда

АО «Уфимский завод гибких валов» (УЗГВ) не смогло добиться права на выкуп земельного участка на Сафроновском проезде, 2. По этому адресу на берегу Белой, рядом с Затонским мостом, расположен завод. Препятствием для приватизации земли стало то, что участок попадает в границы красных линий будущего строительства продолжения Восточного выезда Уфы — соединения с Затонским мостом.
УЗГВ арендует земельный участок площадью 4,4 тыс. кв. м под комплексом зданий завода с 2010 года. Срок аренды истекает 30 апреля 2025 года. В конце 2022 года компания обратилась в министерство земельных и имущественных отношений Башкирии с просьбой продать эту землю. Руководство предприятия полагало, что имеет право выкупить участок, так как на нем расположены капитальные объекты, принадлежащие организации. Но Минземимущество ответило отказом, ссылаясь на расположение земельного участка в границах красных линий для инженерной и транспортной инфраструктуры, где размещение объектов капитального строительства не допускается.
В ведомстве указали, что в 2020 году администрация Уфы утвердила проекты планировки и межевания территории улицы им. Города Галле от Затонского моста до улицы Менделеева. Этот коридор, пересекающий центр Уфы с запада на восток, планируется превратить в продолжение Восточного выезда, соединив таким образом трассу М-7 «Волга» на западе города с трассой М-5 «Урал» — на юго-востоке. Участок на Сафроновском проезде, 2 попадает в границы территории планировки.
В 2023 году УЗГВ обратился с иском в Арбитражный суд республики. Завод требовал признать отказ министерства незаконным на том основании, что проекты мэрии были утверждены только в 2020 году, тогда как предприятие арендовало землю и владело зданиями на ней задолго до того. Во-вторых, мэрия не опубликовала постановление об утверждении проектов в периодической печати — газетах «Вечерняя Уфа» или «Киске Өфө», а значит, оно недействительно, считает истец.
Суд первой инстанции согласился с доводами истца и полностью удовлетворил требования. Однако апелляционный суд отменил это решение. Кассационная инстанция Арбитражного суда Уральского округа тоже встала на сторону властей. Суд указал, что приватизация земли, расположенной в пределах транспортных и инфраструктурных объектов, запрещена. А спорное постановление администрации города было обнародовано на официальном сайте мэрии, что приравнивается к публикации в периодической печати.
РБК Уфа обратился за комментариями в Минземимущество и АО «УЗГВ».
Завод не смог выкупить участок, так как он является ограниченным в обороте, то есть не подлежащим приватизации, сообщила РБК Уфа руководитель коммерческой практики адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Жанна Колесникова.
«Как следует из судебных актов по делу, согласно утвержденному проекту планировки соответствующей территории города Уфы участок отнесен к территориям общего пользования, а следовательно, в силу статьи 27 Земельного кодекса РФ, он ограничен в обороте. Поскольку компания не оспорила этот проект планировки территории в части включения своего земельного участка в состав территории общего пользования, она закономерно проиграла спор», — сказала Колесникова.
Красные линии, установленные проектом планировки и межевания, утвержденным в 2020 году, обозначают зоны, предназначенные для транспортной инфраструктуры, что автоматически ограничивает их оборот в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, говорит управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров.
«Несмотря на длительную аренду, суд указал, что право выкупа зависит от актуального статуса земли на момент обращения, а не от даты заключения договора аренды. После 2020 года участок получил новый правовой режим, исключающий его приватизацию, так как публичный интерес в развитии транспортной сети был признан приоритетным. Компания пыталась оспорить отказ, но не учла, что проекты планировки и межевания, принятые с соблюдением процедур (включая публичные слушания), имеют юридическую силу. Для их отмены требовалось отдельное судебное разбирательство, которое УЗГВ не инициировал», — сказал Жаров.
Приватизация земельного участка осуществляется на основании наличия существенных и неоспоримых прав на данный земельный участок, говорит член Ассоциации юристов России, адвокат, эксперт по бизнес-консалтингу Александр Зелинко.
«Поскольку участок был определен для общественных нужд и утвержденные проекты планировки и межевания были приняты в 2020 году, это создало правовые преграды для дальнейшей приватизации. Отдельно хочу отметить наличие аргументов компании о том, что она арендует участок с 2010 года и имеет устойчивые связи с данным местоположением: они не перевешивают общественные интересы, связанные с реализацией транспортного проекта, особенно в условиях утвержденного градостроительного плана. Решение суда, о котором идет речь, подтверждает действия госорганов в рамках их полномочий при планировании и развитии инфраструктуры», — сказал Зелинко.
Уфимский завод гибких валов был основан в 1941 году после эвакуации московского предприятия «Металлорукав». Главным зданием УЗГВ является объект культурного наследия — мельница купца Костерина постройки последней четверти XIX века. Предприятие специализируется на производстве гибких валов, сантехнических тросов и металлорукавных изделий для машиностроительных, приборостроительных, электромонтажных и коммунальных предприятий. По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, в 2024 году выручка компании составила 79 млн, а чистая прибыль — 2,4 млн руб.