Перейти к основному контенту
Башкортостан⁠,
0

Уфимский завод может лишиться земли из-за продолжения Восточного выезда

Участок с историческим зданием мельницы Костерина на берегу Белой оказался в зоне будущего строительства магистрали
Фото: АО «УЗГВ»
Фото: АО «УЗГВ»

АО «Уфимский завод гибких валов» (УЗГВ) не смогло добиться права на выкуп земельного участка на Сафроновском проезде, 2. По этому адресу на берегу Белой, рядом с Затонским мостом, расположен завод. Препятствием для приватизации земли стало то, что участок попадает в границы красных линий будущего строительства продолжения Восточного выезда Уфы — соединения с Затонским мостом.

УЗГВ арендует земельный участок площадью 4,4 тыс. кв. м под комплексом зданий завода с 2010 года. Срок аренды истекает 30 апреля 2025 года. В конце 2022 года компания обратилась в министерство земельных и имущественных отношений Башкирии с просьбой продать эту землю. Руководство предприятия полагало, что имеет право выкупить участок, так как на нем расположены капитальные объекты, принадлежащие организации. Но Минземимущество ответило отказом, ссылаясь на расположение земельного участка в границах красных линий для инженерной и транспортной инфраструктуры, где размещение объектов капитального строительства не допускается.

В ведомстве указали, что в 2020 году администрация Уфы утвердила проекты планировки и межевания территории улицы им. Города Галле от Затонского моста до улицы Менделеева. Этот коридор, пересекающий центр Уфы с запада на восток, планируется превратить в продолжение Восточного выезда, соединив таким образом трассу М-7 «Волга» на западе города с трассой М-5 «Урал» — на юго-востоке. Участок на Сафроновском проезде, 2 попадает в границы территории планировки.

В 2023 году УЗГВ обратился с иском в Арбитражный суд республики. Завод требовал признать отказ министерства незаконным на том основании, что проекты мэрии были утверждены только в 2020 году, тогда как предприятие арендовало землю и владело зданиями на ней задолго до того. Во-вторых, мэрия не опубликовала постановление об утверждении проектов в периодической печати — газетах «Вечерняя Уфа» или «Киске Өфө», а значит, оно недействительно, считает истец.

Суд первой инстанции согласился с доводами истца и полностью удовлетворил требования. Однако апелляционный суд отменил это решение. Кассационная инстанция Арбитражного суда Уральского округа тоже встала на сторону властей. Суд указал, что приватизация земли, расположенной в пределах транспортных и инфраструктурных объектов, запрещена. А спорное постановление администрации города было обнародовано на официальном сайте мэрии, что приравнивается к публикации в периодической печати.

РБК Уфа обратился за комментариями в Минземимущество и АО «УЗГВ».

Завод не смог выкупить участок, так как он является ограниченным в обороте, то есть не подлежащим приватизации, сообщила РБК Уфа руководитель коммерческой практики адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Жанна Колесникова.

«Как следует из судебных актов по делу, согласно утвержденному проекту планировки соответствующей территории города Уфы участок отнесен к территориям общего пользования, а следовательно, в силу статьи 27 Земельного кодекса РФ, он ограничен в обороте. Поскольку компания не оспорила этот проект планировки территории в части включения своего земельного участка в состав территории общего пользования, она закономерно проиграла спор», — сказала Колесникова.

Красные линии, установленные проектом планировки и межевания, утвержденным в 2020 году, обозначают зоны, предназначенные для транспортной инфраструктуры, что автоматически ограничивает их оборот в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, говорит управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров.

«Несмотря на длительную аренду, суд указал, что право выкупа зависит от актуального статуса земли на момент обращения, а не от даты заключения договора аренды. После 2020 года участок получил новый правовой режим, исключающий его приватизацию, так как публичный интерес в развитии транспортной сети был признан приоритетным. Компания пыталась оспорить отказ, но не учла, что проекты планировки и межевания, принятые с соблюдением процедур (включая публичные слушания), имеют юридическую силу. Для их отмены требовалось отдельное судебное разбирательство, которое УЗГВ не инициировал», — сказал Жаров.

Приватизация земельного участка осуществляется на основании наличия существенных и неоспоримых прав на данный земельный участок, говорит член Ассоциации юристов России, адвокат, эксперт по бизнес-консалтингу Александр Зелинко.

«Поскольку участок был определен для общественных нужд и утвержденные проекты планировки и межевания были приняты в 2020 году, это создало правовые преграды для дальнейшей приватизации. Отдельно хочу отметить наличие аргументов компании о том, что она арендует участок с 2010 года и имеет устойчивые связи с данным местоположением: они не перевешивают общественные интересы, связанные с реализацией транспортного проекта, особенно в условиях утвержденного градостроительного плана. Решение суда, о котором идет речь, подтверждает действия госорганов в рамках их полномочий при планировании и развитии инфраструктуры», — сказал Зелинко.

Уфимский завод гибких валов был основан в 1941 году после эвакуации московского предприятия «Металлорукав». Главным зданием УЗГВ является объект культурного наследия — мельница купца Костерина постройки последней четверти XIX века. Предприятие специализируется на производстве гибких валов, сантехнических тросов и металлорукавных изделий для машиностроительных, приборостроительных, электромонтажных и коммунальных предприятий. По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, в 2024 году выручка компании составила 79 млн, а чистая прибыль — 2,4 млн руб.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 7 ноября
EUR ЦБ: 93,76 (+0,25)
Инвестиции, 07 ноя, 09:47
Курс доллара на 7 ноября
USD ЦБ: 81,38 (+0,19)
Инвестиции, 07 ноя, 09:47
Все новости Башкортостан
Что может принести наибольшую доходность до конца года: топ-6 активов Инвестиции, 10:00
Почему богатые меняют люксовые товары на путешествия — The EconomistПодписка на РБК, 09:59
Необходимость или развлечение? Кому и зачем нужны генетические тестыПодписка на РБК, 09:52
Аэропорты Вологды и Череповца ограничили взлет и посадку самолетов Политика, 09:48
Двое человек пострадали при обрушении дома в поселке Тульской области Общество, 09:39
Жилой дом частично обрушился при взрыве газа в поселке под Тулой Общество, 09:36
$3 млн на экспорте лимонов: интересные факты об Узбекистане РБК и РЭЦ, 09:33
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 10 ноября
Присоединиться
Аэропорт Пскова ограничил взлет и посадку самолетов Политика, 09:21
12 российских компаний объявили дивиденды: кто, сколько и когда заплатит Инвестиции, 09:15
«Дефицит страшный». Как работает индустрия любительского тенниса в России Спорт, 09:03
Бывшие медиаактивы основателя «Макфы» перешли Челябинской области Технологии и медиа, 09:03
Москва полна загадочных историй. Городской квест РБК и ГАЛС, 09:01
Как Volkswagen пытается вернуть позиции на «потерянном» рынке КНРПодписка на РБК, 09:00
В Башкирии число самозанятых за год выросло на 31% Башкортостан, 08:54