Образование как бизнес: семь наивных вопросов о частных школах Уфы
День знаний в Уфе оказался несколько смазанным дискуссией о том, можно ли учиться в религиозный праздник, но это не отменяет главного. Условного «1 сентября» за парты сядут 113 тысяч школьников, в том числе 13 тысяч первоклассников. Среди них будут и несколько сотен учащихся частных школ, которых в Уфе около десятка. Казалось бы, кризис должен в первую очередь ударить по таким – в представлении многих – «излишествам». Однако, несмотря на падение доходов почти всех социальных групп, этот сектор среднего образования чувствует себя относительно неплохо. Да, мало кто из собеседников РБК-Уфа из числа учредителей частных школ назвал это доходным бизнесом. Но справедливо и наблюдение Константина Миняева, учредителя «Детской академии», который назвал «смешным» вопрос о том, как выживают подобные заведения в Уфе: «Выживают? Вопрос о выживании не стоит. Еще ни одна частная школа не закрылась». Действительно, новости о том, что в столице Башкирии появилось очередное учебное заведение, периодически появляются в СМИ. Недавно, например, светская львица и владелица телеканала Евгения Машко рассказывала в интервью о том, что открывает собственную школу за городом: «Мы будем работать по системе пансионата, ребенок может остаться и жить. Это как отправить детей в Лондон. Но зачем платить больше, когда и у нас в Чесноковке такое будет?».
РБК-Уфа разбирался в экономике частных школ и искал ответы на вопросы, которые чаще всего возникают, когда мы слышим об очередном негосударственном учебном заведении.
Зачем вообще отдавать ребенка в частную школу?
Несмотря на кажущуюся общность, частные школы Уфы вряд ли можно назвать даже игроками на одном поле. Большинство учебных заведений объединяет, пожалуй, только углубленное изучение иностранных языков – вплоть до обещаний двуязычного образования, да работа по принципу полного дня, включающая подготовку домашнего задания, питание и организованный досуг.
«Фишка» некоторых школ – в особой методике, которая ничем не напоминает знакомый всем нам процесс обучения. Так, школа «7 цветов» работает по вальдорфской методике, «Солнечный круг» – по методике Монтессори, которая предполагает, например, отказ от четкого деления на классы (дети объединены в несколько разновозрастных групп), оценок и прочих элементов учительского диктата. «Дети не сидят целыми днями за партой, выполняя задания учителя, а работают в командах, что-то дружно обсуждают, вместе защищают проекты», – рассказывает один из учредителей «Солнечного круга» Рустем Исмагилов, а директор центра Лия Сакаева говорит о «специально организованной образовательной среде»: «Новая информация преподается не в качестве лекции, а с помощью специального объемного материала». Действительно, кабинеты заполнены какими-то причудливыми предметами, деревянными и металлическими фигурами, с помощью которых можно объяснять принцип дробей, деления-умножения, строить углы и другие геометрические фигуры.
Есть школы, которые, наоборот, строго придерживаются традиционной, советской еще системы знаний и методики, а упор делают на обязательности ее неукоснительного соблюдения. Такова, например, «Альфа», учредитель и директор которой Галина Фасхутдинова так описывает типичную ситуацию: «В младших классах, как правило, у родителей хороший контакт со школой и ребенком. Они контролируют выполнение домашних заданий и заинтересованы в успешности обучения. Но постепенно, при переходе в среднее звено, связь со школой утрачивается: взрослые считают, что современные дети такие же ответственные, как они сами. К сожалению, отсутствие контроля с их стороны приводит к тому, что пробелы в знаниях возникают с 7 – 8 классов, появляются проблемы, которые можно решить только с помощью репетиторов. Складывается впечатление, что в ряде случаев родителям удобно не вникать в проблемы детей, связанные с учебой. Проблем становится все больше и больше, их надо решать. Тогда идут к нам. Учебная дисциплина – это первое, с чем сталкивается ученик, придя в «Альфу». Занятия начинаются в 8:30. Нет опозданий и прогулов. У нас не выборочная, а ежедневная проверка уровня знаний у каждого ученика. Сотовые телефоны на уроках категорически не приветствуются».
Где-то ноу-хау частных школ – методические. В «Детской академии», например, Константин Миняев реализовал близкую к вузовской систему, которую власти не позволили ему ввести в муниципальной школе (в 90-е годы он возглавлял школу № 16). В начале года ученик получает «зачетку», где изложены все вопросы, на которые он должен ответить: «В принципе, ребенок может в течение полугода закрыть все предметы». Форма аттестации – подчеркнуто беспристрастная, автоматизированная, примерно как система сдачи экзамена на права в ГИБДД.
Таким образом, вопрос о конкуренции частных школ друг с другом практически не стоит, а родители приходят сюда по разным причинам. Специальные методики (Вальдорфская, Монтессори) интересны тем, кто не слишком доверяет традиционной школе, ее диктату, предлагаемым ею психологическим моделям «учитель-ученик». «Детскую академию» в одной из статей называли школой, «идеально подходящей детям, профессионально занимающимся спортом, музыкой, потому что здесь можно успешно совмещать обучение с тренировками, выездами на сборы, гастролями». Хотя Константин Миняев с этим не вполне согласен: «Нет, у нас в кружки и секции ходит не большинство, процентов 20 – 30, просто форма организации образовательного процесса устраивает многих родителей». Ситуацию, типичную для тех, кто пришел в частную школу, рассказала корреспонденту РБК-Уфа мама одной из учениц «Альфы»: «Я узнала, что моя дочь не ходит в [муниципальную] школу, через два месяца. То есть классный руководитель позвонил мне с вопросом, где моя дочь, не через день, не через неделю, а через два месяца. Всё это время я отвозила ее до дверей гимназии и не предполагала, что она не посещает занятия. А здесь, в «Альфе», я даже не допускаю мысли, что подобное может произойти, и учиться мы стали намного лучше».
Сколько это стоит?
Согласно открытым источникам, дороже всего учиться в «Азбуке» – начальной школе с углубленным изучением английского и китайского. Это одна из школ, отказавшихся от оценок: вместо них в дневник выставляют смайлики. Месяц обучения здесь стоит 22 тысячи (здесь, как и почти во всех частных школах, в общие расценки включена стоимость питания).
В «Альфе» месяц обучения стоит от 18,8 (1 – 4 классы) до 19,9 тыс. рублей (5 – 11 классы). В «Баярде», еще одном «ветеране» негосударственного среднего образования Башкирии («Альфа» работает с 1992-го, «Баярд» с 1997-го) цены колеблются от 16,8 (1 класс) до 14,8 (5 – 9 классы) тыс. рублей. Посещение школы «7 цветов» стоит 14 тыс. в месяц (16,5 тыс. – если записать ребенка в группу продленного дня). Расценки «Солнечного круга» – от 12 до 15 тыс. в месяц, «Империи открытий» – 12,2 тыс., «Супершколы» на Гостином дворе – от 11,9 тыс. Самой бюджетной частной школой Уфы является «Детская академия», здесь нужно платить около 8 тыс. рублей в месяц. Случайное совпадение или нет, но она же является самой крупной частной школой Уфы: в прошлом учебном году здесь учились более трехсот детей.
Эти цифры являются, в известной степени, условными: почти во всех школах действует многогранная система скидок и прочих бонусов, которая зависит от целого ряда факторов. Имеет значение, сколько лет ребенок здесь учится, сколько детей из семьи посещают эту школу и т.д. С другой стороны, в ряде учебных заведений существует разовый вступительный взнос. Его не слишком охотно афишируют в прайсах, но в разных школах он может составлять и 25, и 50 тыс. рублей.
Что происходит, когда семья теряет возможность платить?
Частные школы окружены определенной «мифологией», часто негативной. Принято считать, что дети выращиваются здесь в тепличных условиях. Хорошо, если им удастся избежать контрастов до окончания 11 класса, потому что в вузе начнется уже другой этап жизни, другие вызовы, – нередко считают родители. Но что делать, если придется столкнуться с атмосферой, традициями, методиками обычной школы? Иногда и это останавливает потенциальных клиентов частных школ. Одиннадцать лет – долгий срок, что если финансовое положение семьи изменится?
Семейный психолог Алиса Курамшина считает такую постановку вопроса не вполне верной. «Кто в армии не служил, тот не мужик». Такая же степень категоричности мне слышится в заявлениях о том, что частные школы плохо адаптируют учеников к реальной жизни, – рассказала она РБК-Уфа. – Адаптация в школе в любом случае очень серьезный этап в развитии ребенка, переход в новый коллектив с новыми требованиями дается нелегко любому. Поэтому родители стараются найти школу перспективнее, чтобы она обеспечила наиболее простое вливание в новую жизнь. Легко понять, где адаптация к учебе и коллективу проходит менее травматично – в частной или муниципальной школе, где понятие «индивидуальный подход» практически отсутствует». Алиса Курамшина отмечает, что в частных школах более однородный контингент, и в небольшом коллективе социализация проходит лучше. Что касается опасений перед ситуацией перехода в муниципальную школу, то «родителям стоит определиться, готовят они детей к выживанию методом «сталкивания с лодки», или к жизни с реализацией своих талантов и умений».
Тем не менее, все директора школ, с которыми беседовал РБК-Уфа, стараются не допустить подобных ситуаций и идут навстречу семьям, финансовое положение которых пошатнулось. «Каждый случай индивидуален, – рассказала Лия Сакаева («Солнечный круг»). – У нас не элитная школа, мы ориентируемся на семьи со средним доходом и идем навстречу, если возникают какие-то временные трудности, но руководствуемся здравым смыслом, чтобы не было «злоупотребления» финансовыми проблемами». «У всех бывают трудные времена, – говорит Галина Фасхутдинова. – Идем навстречу, предоставляем отсрочку по оплате за обучение, скидки многодетным семьям и семьям, в которых несколько детей обучаются в «Альфе». Конечно, некоторые уходят, ведь рынок образовательных услуг предполагает разные цены».
Учредитель «Детской академии» Константин Миняев припоминает, что за 14 лет «было всего два-три таких случая, но мы шли навстречу, чтобы закончили школу. Бывает, что распадается семья, но и тогда обычно отец продолжает финансировать учебу».
Даже в тех школах, где не предусмотрено получение полного среднего образования, перехода в госшколу стараются избежать. Так, в «Солнечном круге» на сегодняшний день только восемь классов, то по мере того, как взрослеют самые старшие воспитанники, в год прибавляется по новому.
Выгодный ли это бизнес?
Из всех собеседников РБК-Уфа утвердительно на этот вопрос ответил только Константин Миняев: «Да. Мы существуем, развиваемся, оборудование новое покупаем». При этом он против того, чтобы называть это бизнесом: «Мы не коммерческая организация. Мы не занимаемся бизнесом, это некорректная формулировка, мы социально ориентированное учреждение, которое дает рабочие места: у меня их 72». Соучредитель «Солнечного круга» Рустем Исмагилов тоже говорит о развитии, но иногда «за счет личных средств. Ну а что касается ситуации на рынке, то, конечно, сложно сейчас. Сложно всем частникам. Платежеспособность населения падает, соответственно, мы это чувствуем на себе. Но, в то же время, не всё же в этой жизни меряется деньгами. Мои знакомые в шутку говорят: ты либо альтруист, либо глупец. Но я думаю, что очень приятно делать какое-то полезное дело».
О том, что в частном секторе образования прибыли как таковой нет, говорит и Галина Фасхутдинова. «Школа «Альфа» – это некоммерческая организация. Все поступающие средства расходуются на организацию учебного процесса, укрепление материальной базы школы и ее развитие, аренду помещений и земли, коммунальные услуги, заработную плату работников школы и налоги».
По информации РБК-Уфа, в некоторых частных школах существует практика спонсорской поддержки. Спонсоры – обычно из числа родителей. Кроме того, несколько частных школ имеют возможность компенсировать из бюджета часть расходов на зарплаты учителям. Эта норма действует только для тех учебных заведений, которые имеют право выдавать аттестаты, то есть выпускают одиннадцатые классы. Размер субсидии зависит от количества учеников. Большинство же частных школ Уфы работают в секторе начальных и средних классов.
В чем основные проблемы?
По словам Галины Фасхутдиновой, значительная часть расходов носит хозяйственный характер: «Мы содержим здание, территорию... Школа несет также затраты, не предусмотренным сметой расходов. Пример: два года назад был выявлен прорыв теплотрассы. Все ремонтные работы пришлось провести за счет школы. А это немалые деньги».
Что касается аренды, то в Уфе муниципалитет ввел понижающие коэффициенты для частных учебных заведений. Год назад городские власти анонсировали радикальное снижение арендной платы частным образовательным учреждениям – до 75%, но мера распространяется только на тех, кто имеет лицензию на образовательную деятельность.
«Да, власти декларируют скидки, коэффициенты, но несмотря на это, у нас арендная плата по помещениям за 2016 год поднялась на 77%, – рассказали РБК-Уфа в «Солнечном круге». – То есть с 1 июля 2017-го стал другой арендный коэффициент, кроме того, тогда же нам на 7,8% подняли арендную ставку. Не знаю, что отражается в отчетах, но по факту мы стали платить почти вдвое больше».
Константин Миняев называет проблему с помещениями ключевой для частного образования. По его словам, развитие бизнеса упирается в дефицит подходящих зданий: «В нашей сфере жесткие лицензионные требования: наличие спортзала, кабинета физики, химии и т.д. и т.п. То есть, имея помещение в 300 кв.м., ты в принципе можешь вести образовательную деятельность, но лицензию не получишь, потому что нет спортзала. Хотя по закону часть предметов можно изучать в семейной, в заочной форме. Вот все говорят о дистанционном образовании, а порядок лицензирования не прописан, и лицензию ты не получишь. Парадокс. К тому же, раньше на одного ученика должно было приходиться 2,5 кв.м., сейчас закон ужесточили, должно быть 2,5 кв.м. помимо парты и стульев, то есть по факту – 4,5, если не 5. Если раньше в кабинет 25 кв.м. я мог 10 детей посадить, то теперь 6. Поэтому мы вынуждены сокращать набор: в первый класс принимали 16 детей, теперь – 14.Всё упирается только в здания».
Учителям в частных школах платят больше, чем в муниципальных?
Директор «Альфы» Галина Фасхутдинова отмечает, что «действительно, зарплата учителей нашей школы выше». Речь идет, в частности, о стимулирующих надбавках и о том, что «учащихся в классе существенно меньше – 10 – 14 человек». Проведение индивидуальных дополнительных занятий входит в обязанности учителя, но без дополнительной оплаты со стороны родителей, а вот репетиторство не приветствуется. «У нас иные условия. Учитель не занимается несвойственной для него работой: не убирает территорию и классы, не собирает с родителей деньги на ремонт и т.д. В школе есть садовник, дворник, уборщики, а учитель преподает свой предмет».
Учредитель «Детской академии» Константин Миняев на вопрос о том, выше ли у него зарплаты, чем в обычной школе, отвечает так: «Я не считаю чужие деньги. Но мои учителя на зарплату не жалуются. В муниципальных школах тоже платят неплохо, но правильнее говорить, что там не зарплата, а жалование. Там муниципалитет жалует, у меня – люди зарабатывают. Оплата по количеству часов: это принципиальная разница. У меня за восемь лет ни один учитель не ушел, сформировался постоянный коллектив, но вообще – это и в муниципальных школах стабильно. Учителя привязываются к школе и не уходят даже на лучшие условия».
То, что вопрос не в оплате труда, подчеркивает и директор «Солнечного круга» Лия Сакаева: «К нам приходят и те, кто много лет проработал в муниципальной школе, но они понимают, что эта система их уже заела, но люди творческие, хотят развиваться и давать детям больше. У нас есть молодые педагоги, которые пробовали работать в традиционной школе, но были там не поняты, не нашли себя, не хотели зарываться в бумаги, отчеты. Те педагоги, которые не нашли себя там, приходят к нам и здесь расцветают».
Больше или меньше детей становится в частных школах?
На вопрос, который напрямую связан с уровнем жизни населения, в частных школах не готовы дать однозначный ответ. По крайней мере, желающих поступить сюда стабильно больше, чем мест. «У нас не первый год в школу в первый класс, условно говоря, конкурс три человека на место, – рассказала Лия Сакаева. – В приоритете мы, конечно, берем выпускников нашего детского сада, а потом уже на общих основаниях принимаем остальных детей». «Желающих больше, чем мы можем принять», – подтверждает Константин Миняев: разговор прерывается телефонными звонками родителей потенциальных учеников, которым он вынужден сообщать, что «у нас до 2021 года сформированы первые классы». Но, в принципе, и количество учеников не всегда является определяющим для экономики частного образования. «Частная школа имеет все возможности, в том числе, и в индивидуальном порядке помочь ученику в разрешении его проблем, если таковые имеются, – рассказала Галина Фасхутдинова. – Вот у нас однажды сложилась ситуация: мы приняли ученика из московской школы и при тестировании выявили значительные проблемы по многим предметам. При индивидуальном обучении нам удалось восполнить пробелы в знаниях за предыдущие годы, подготовить его к успешной аттестации. Естественно, в сложившейся ситуации родители были согласны на увеличение уровня оплаты за обучение. Такой подход является значительным преимуществом частного образования».
Практически все частные школы, с директорами которых беседовал РБК-Уфа, расширяются: школа «Альфа» работает уже в трех помещениях, а соучредитель «Солнечного круга» рассказал об открытии «третьего центра на Комсомольской». Так что, несмотря на всеобщее снижение уровня доходов, спрос на негосударственное образование по-прежнему превышает предложение.