Уфу хотят сделать привлекательнее для жителей, но пока не знают как
Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов на пленарном заседании кадрового форума «Повышение эффективности управления человеческим капиталом в новых условиях» отмечал, что люди с высоким уровнем образования, с интересными бизнес-идеями и дорого стоящие на рынке труда всегда выбирают города с комфортной средой. Поэтому, чтобы привлекать качественные кадры, необходимо заниматься развитием городской среды. Его мысль поддержал и директор института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН Дамир Гайнанов, который в беседе с журналистом РБК-Уфа заметил, что «люди не остаются в неинтересных для них местах ни на каких условиях».
На конференции «Как реализовать свой проект и изменить город» (организатор — уфимский фонд развития городских проектов) московский центр прикладной урбанистики представил результаты комплексного исследования Уфы. Над докладом работали двенадцать специалистов из Москвы, Новосибирска, Казани, Екатеринбурга и Севастополя. Предваряя доклад, социолог Марья Леонтьева (Казань) рассказала, что урбанисты пытались охватить все жилое пространство Уфы, изучая его не только картографически, но и «полевым методом», то есть обходя дворы и микрорайоны.
Исследование показало, что дворы со встроенной социальной структурой (детские сады, школы и т.д.) преобладают в Черниковке, Инорсе и Сипайлово, а в центре и в Старой Уфе почти не встречаются. По центральной части Уфы выводы специалистов были неутешительны. «Менее одного процента жителей чувствуют сопричастность месту, делают что-то для своих дворов, следят за тем, кто где паркуется, устанавливают собственные арт-объекты, — рассказал руководитель Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов. — В малоэтажной застройке соседские сообщества более выражены, но чаще всего речь идет о социальном жилье в маргинальных районах. То есть, все друг друга знают, но у них нет повода взаимодействовать друг с другом: нет ресурсов или компетенции что-то делать для обустройства пространства».
Урбанисты отметили, что в Уфе неравномерно развита обеспеченность культурным досугом, причем одинаково плох и недостаток, и избыток вариантов такого досуга: «Люди либо никуда не ходят, либо не могут выбрать». Один из вариантов того, как можно выровнять эту ситуацию, эксперты видят в вовлечении объектов архитектурного наследия в культурное пространство в качестве площадок. Пока эти объекты существуют отдельно, а большинство из них нуждается в реставрации или защите от сноса.
Транспортная доступность в Уфе в целом оценена положительно, но она стала бы еще лучше, если бы «каждый центр, каждое пятно плотности населения предлагало бы свой уникальный сценарий досуга». Именно историческое и природное наследие урбанисты видят в качестве точек роста диалога внутри городской среды.
Пока же в Уфе обнаруживается большое количество людей и сообществ, желающих развивать городскую среду (в том числе и представителей креативного бизнеса), но им мешает отсутствие диалога, конкуренция и нехватка площадок. Отмечена в выводах и «нелюбовь» активных уфимцев «к внешнему вмешательству», то есть к привлечению специалистов извне.
Исследователи также обратили внимание, что Уфа резко выделяется среди других городов-миллионников обилием зелени и особым к ней отношением. «Мы думали, что про парки все респонденты будут говорить: нам не хватает каких-либо функций, — рассказал Святослав Мурунов. — Но оказалось, что жителям Уфы в парках ничего дополнительного не нужно — кроме, может быть, какого-то элементарного благоустройства». При этом речь идет не только о парках, но и о «наличии леса в городе»: господин Мурунов назвал эту особенность городской среды «любовью к дикой природе». «Нам показалось, что такая «лесопарковость» Уфы — ее конкурентное преимущество. Жители это очень ценят, в этом даже чувствуется какая-то закрытость, интровертность: пойти в лес, не видеть дома, других людей. Мне кажется, надо наращивать этот экологический каркас, может быть, с большим вовлечением жителей, которые хотят чувствовать сопричастность к его созданию».
Обсуждая доклад, участники конференции отмечали его замкнутость, в основном, на исследовании социального ландшафта. Представители администрации города, в свою очередь, сообщили, что в ноябре на форуме «UrbanБайрам» будет представлено исследование, в большей степени затрагивающее экономику и вопросы пространственного развития. Речь идет о «Стратегии развития Уфы до 2030 года» (так называемая «Стратегия-2030»), к разработке которой привлекались специалисты из Сколково и Высшей школы экономики. Городские власти ожидают, что это исследование позволит взглянуть на будущее города более реалистично, нежели это предполагает нынешний генплан. По словам директора Фонда развития городских проектов Уфы Владимира Барабаша, генплан за девять лет удалось выполнить всего на 15%, потому что многое в нем было сделано «ради красивой картинки».