Закопанные деньги или будущее города? Эксперты оценили идею о метро в Уфе
Депутат Госдумы Александр Аксененко предложил возобновить советскую программу строительства метрополитенов в городах-миллионниках. Соответствующее обращение парламентарий направил премьер-министру страны Михаилу Мишустину. Опрошенные РБК Уфа аналитики считают возможным строительство метро в столице Башкирии, несмотря на сложный карстовый рельеф. Ряд экспертов говорят, что за метрополитеном будущее, а другие уверены — строить его в Уфе бессмысленно, а ставку нужно делать на развитие других видов транспорта.
«По сравнению с Петербургом наши проблемы — не самое страшное»
Современные технологии позволяют построить метро в Уфе и при карстовых процессах, но вопрос упирается в деньги, говорит доцент, кандидат геолого-минералогических наук и. о. завкафедрой геологии, гидрометеорологии и геоэкологии УУНиТ Владимир Никонов.
«Если мы возьмем Москву — тоже очень сложный город, там постоянно что-то проваливается. Казань такая же закарстованная агломерация. По сравнению с Петербургом наши проблемы — еще не самое страшное, он же построен на болоте, и метро проложено в обводненных грунтах, которые плывут, как кисель. Но ведь там как-то справились с этой задачей. То есть была политическая воля определенных руководителей того времени, были выбиты деньги на строительство. По сравнению с Петербургом у нас проще, там решали задачи невероятной сложности, но они были решены. Должна быть зубастость начальства, чтобы пробивать эту идею», — говорит Владимир Никонов.
Эксперт напомнил, что в 80-е годы прошлого века в Уфе были проведены геологоразведочные работы по возможному строительству метро, изучена трасса возможной первой линии от стадиона имени Гастелло до универмага «Уфа». Однако на реализацию проекта не нашлось финансирования.
«Деньги, закопанные в землю»
Научный сотрудник географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, специалист по городским системам Руслан Дохов считает строительство метрополитена в таком городе, как Уфа, абсолютно бессмысленным.
«Это будут деньги, закопанные в землю, поскольку в городе с населением 1,1 млн человек и в такой городской форме, как у Уфы, метрополитен никогда не получит нагрузки, которая сколько-то бы оправдывала гигантские деньги на его возможное строительство. В любой городской транспортной системе важны три основные вещи: это степень разветвленности сети, интеграция между разными видами городского транспорта и иерархичность этих видов. Есть некоторый опорный каркас, который перевозит основные потоки пассажиров, и остальные элементы транспортной сети, которые позволяют людям добираться к станциям этого каркаса. В Уфе опорный каркас — городская электричка и возможный скоростной трамвай, которые можно интегрировать между собой. Таким видится будущее городского транспорта в основных планировочных документах», — говорит эксперт.
По словам Руслана Дохова, городскую электричку важно интегрировать и с существующей трамвайной системой, которую, в свою очередь, нужно модернизировать и развивать ее сеть внутри уфимских улиц, этого более чем достаточно для развития транспортной системы в Уфе.
Также эксперт подчеркнул, что на удобство и комфорт использования городского транспорта влияет то, насколько интегрированы потоки мобильности горожан в Уфимскую агломерацию и в масштабах всего региона. Современная структура мобильности в городе почти неотделима от структуры мобильности в агломерации и регионе, и для принятия адекватных решений об оптимизации транспортной сети нужно оценивать республику в целом.
«За метрополитенами — будущее»
Доктор технических наук завкафедрой управления и защиты информации Российского университета транспорта Леонид Баранов поддерживает идею строительства метрополитенов в городах-миллионниках.
«Я считаю, что за метрополитенами, бесспорно, будущее в городском транспорте и по экологическим причинам, и по причинам удобства для пассажиров и т. д. Потому что, к примеру, в Москве, даже при наличии собственного транспорта в удаленные районы удобнее ездить на метро. Безусловно, метро — дорогое удовольствие, гораздо дороже, чем наземный транспорт. Для решения задач в конкретном городе надо провести некое исследование, которое определит стоимость работы с учетом пород, на которых расположен тот или иной город, это должны делать тоннельщики, нужно оценить географию города, насколько разбросаны отдельные районы, пассажиропотоки. Это должно быть глубокое исследование различных специалистов», — подчеркнул эксперт.