Расходы жителей Башкирии на вредные привычки сократились на 9%
В первом полугодии 2023 года номинальные расходы на алкогольные напитки и табачные изделия в расчете на трех членов семьи в Башкирии составили 1204 руб. в месяц. Это на 119 руб., или на 9%, меньше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из исследования аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, с которым ознакомился РБК Уфа. В целом россияне увеличили траты на «вредное потребление» на 1,5%, до 2055 руб., а с учетом инфляции показатели сократились.
В Приволжском федеральном округе расходы на табак и алкоголь выросли в среднем на 7,3%, до 1811 руб. В ПФО больше всего на вредные привычки тратят жители Нижегородской (2671 руб.), Кировской (2330 руб.) и Пензенской (2473 руб.) областей. Наименьшие траты у жителей Чувашии (930 руб.), Саратовской области (1082 руб.) и Башкирии.
В округе за год траты на вредные привычки сократились только в Башкирии и Татарстане (на 26%, до 1509 руб.). Самый заметный рост зафиксирован в Пензенской области (на 41,3%), Марий Эл (37,6%) и Кировской области (на 27%).
В целом по стране на «вредное потребление» тратят больше всех преимущественно жители северных и дальневосточных регионов: Камчатского края (6130 руб. в месяц на троих), Ненецкого АО (4750 руб.), Чукотского АО (4550 руб.), Мурманской области (4370 руб.) и ЯНАО
(4170 руб.). Доля таких расходов в общей структуре потребления в России снизилась с 3,1% до 2,9%, но в ряде регионов траты выросли в полтора и более раза.
В исследовании также проанализирована динамика расходов населения на общепит, а также культурный и спортивный досуг. Общие потребительские расходы в расчете на трех членов семьи в Башкирии в месяц составляют 64 623 руб., что на 9,8% больше, чем годом ранее. При этом на кафе и рестораны жители республики стали направлять на 40% меньше средств — 1113 руб., а расходы на посещение спортивных и культурных мероприятий в республике выросли на 12,5% — до 1632 руб. в месяц.
В целом по стране траты россиян на спортивные и культурные мероприятия, отдых и хобби выросли почти на треть (на 29,1%), до 2311 руб., затраты на посещение кафе и ресторанов выросли на 13,4%, до 1923 руб. Потребительские расходы населения в первом полугодии номинально выросли год к году на 7,2%, а в реальном выражении — на 1,5%.
«Годом ранее на фоне экономической неопределенности россияне урезали траты на хобби, отдых и посещение спортивных и культурных мероприятий, при этом поддерживая траты на вредное потребление. В 2023 году динамика противоположная: население все чаще выбирает более здоровый и культурный досуг. Доля затрат на развлечения среди всех расходов выросла до 3,3%, лишь слегка недотягивая до постковидного показателя в 3,5%. Примечательно, что ни в 2022 году, ни сейчас о сокращении трат на общепит и доставку готовой еды речи не идет — это стабильно растущий сегмент потребления. Впрочем, сейчас потребительский бум, подстегиваемый ростом доходов, вероятно, достиг своего пика», — считает президент FinExpertiza Елена Трубникова.
И.о. директора Института экономики, управления и бизнеса УУНиТ Константин Гришин считает, что тенденция роста расходов на спорт и сокращения трат на «вредное потребление» в Башкирии продолжится.
«Результаты республики не удивительны, учитывая, какую работу власти региона проводят как в сфере пропаганды и популяризации здорового образа жизни, так и в области создания соответствующих условий и инфраструктуры для массовых занятий спортом. Думаю, в дальнейшем эта тенденция будет продолжена», — считает он.
Заместитель директора по научной работе Института гуманитарных и социальных наук УУНиТ, кандидат социологических наук Наталья Лавренюк-Исаева отметила, что по статье «вредное потребление» россияне могли перейти на нефиксируемые в статистике аналоговые продукты, и это необходимо учесть. По ее мнению, пока динамика не говорит об устойчивости наметившегося положительного тренда.
«Надо также понимать, как складывается ситуация в отношении различных целевых групп. Возможно, действительно часть населения стала голосовать рублем против вредных привычек и за ЗОЖ, но это не значит, что часть населения — традиционно это мужчины, жители сельской местности с невысоким образованием — перестали голосовать рублем и поведенческими практиками в сторону увеличения потребления алкоголя и табакокурения. Если брать текущую ситуацию, предстоящие праздники, корпоративы, то в ближайший период траты на эти цели будут увеличиваться. Некое затишье в потреблении услуг культуры и досуга и возвращение к ЗОЖ традиционно произойдут не раньше середины января. Но надеюсь, что сокращение трат на «вредное потребление» станет началом хорошего положительного тренда», — говорит эксперт.