Соцсети в Башкирии третью неделю отслеживает система «Инцидент»
Вот уже три недели как в Башкирии работает система «Инцидент». Она отслеживает настроения людей в социальных сетях и пабликах средств массовой информации и передает данные в госструктуры. Об этом РБК Уфа рассказал один из инициаторов нововведения, председатель совета директоров АО Информационное агентство «Башинформ» Ростислав Мурзагулов. «Технически она работает. Уже третью неделю. С первого же дня», — сообщил он.
1 ноября в Уфу прибывают координаторы программы «Инцидент» из администрации Президента России – для обучения и консультаций.
Запуск системы «Инцидент» в России инициирован Кремлем. Программа отслеживает, как региональные власти реагируют на проблемы населения. Она будет распространена по всей стране. Летом РБК сообщал, что «Инцидент» — программа, разработанная «Медиалогией» и протестированная в нескольких регионах, — контролирует по ключевым словам пять социальных сетей: «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter и «Одноклассники». Региональный администратор решает, на какие сообщения требуется реакция властей. Министерства или муниципалитеты (в зависимости от масштаба проблемы) должны ответить на сообщение в соцсетях.
Несколько постов на одну тему в разных сетях объединяются в один кейс и становятся «инцидентом» (отсюда название самой системы). В этом случае официальный ответ чиновников отправляется ко всем сообщениям по теме независимо от соцсети. По каждому такому «инциденту» ведется отдельная статистика. Она доступна властям на местах и администрации президента России.
«В Московской области мы видели эффективность этой системы, — рассказал Ростислав Мурзагулов, который до своего нового назначения был вице-мэром подмосковного Красногорска. — Каждый раз, видя малейший сигнал о неприятностях у людей, чиновник подскакивает, как ужаленный, и бежит ее решать. Там это сделано эффективно. Мы делаем здесь ровно то же самое».
Мониторинг охватывает не только социальные сети, но и традиционные каналы связи: «Открытую республику», электронные приемные, документооборот в госструктурах. Здесь тоже требуется некоторая доработка, считает Мурзагулов, «кое-какие моменты надо будет докрутить», чтобы решение проблем обратившихся людей «было более обязательным». Пока же «некоторые чиновники достаточно эффективно избегали» реакции на жалобы.
Для оперативности установлен жесткий дедлайн. «У нас есть четкие сроки. На первичный ответ отводится от трех до четырех часов, —рассказал Мурзагулов. — Вторичный ответ, желательно уже с решением проблемы, — это восемь дней. Если чиновник не справляется, он может запросить еще определенное количество дней, и это становится новым контрольным сроком». И так до тех пор, пока инцидент не будет исчерпан, что должно подтверждаться фото- или видеоматериалами.
Качество ответов на запросы населения и глубина решений могут стать основанием для смены чиновников. «Если на основании рейтингования видно, что в каком-то районе много запросов и ничего не решено, то там могут последовать кадровые решения», — сказал Мурзагулов.
Внедрение «Инцидента» не должно быть затратным мероприятием. Цифровизация идет в Башкирии не первый год, основа заложена. А деньги на оперативное решение внезапных насущных проблем найдутся, считает Мурзагулов. «Эти траты будут инвестициями в будущее, они окупятся. В конце концов, мы много сэкономим на том, что проблемы будут решаться не тогда, когда, скажем, здание рухнуло, а на этапе, когда можно залатать маленькую трещину». Затраты будут оптимизированы и перенаправлены на то, что «реально нужно людям».
Государственный медиахолдинг, созданный под координирующим началом агентства «Башинформ», тоже вплетается в систему реагирования на запросы населения. «Одной системы «Инцидент» недостаточно. Потому что она реагирует только «на что-то очень выпуклое». Через СМИ «контроль будет больше, будут видны более глубинные процессы», в этом властям помогут «сто редакций по Башкирии», которые тоже стали частью большого холдинга.
Внедрением «Инцидента» власти Башкирии «сами надевают на себя хомут», считает Ростислав Мурзагулов, но «лучше пусть люди сами расскажут о проблемах, чем потом это будет тяжелый нарыв, который бухнет так, что мало не покажется».