Цели на пятилетку: половину ВРП Башкирии должен формировать малый бизнес
В пятницу в Уфе завершил работу первый форум малого бизнеса стран ШОС и БРИКС. Форум еще показал, что мер по поддержке предпринимателей в стране – много, но должного положительного эффекта они не дают.
Почему так происходит, РБК-Уфа обсудил с председателем государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму Вячеславом Гилязитдиновым. «При составлении наших программ развития малого бизнеса мы ориентируемся на те программы, которые работают сейчас в развитых странах. Забывая о том, в этих странах уже есть 60% малого бизнеса в структуре экономики, и они сейчас решают другие проблемы. У них происходит настройка системы поддержки существующего малого бизнеса, в то время как нам необходимо его формировать. И для этого полезно обратиться к опыту развитых стран 20-30 летней давности». По мнению чиновника, в последнее время в понимании того, как должен развиваться малый бизнес в стране, произошел существенный положительный сдвиг: «Если все, что намечено сейчас, будет правильно работать, в течение ближайших 5 лет мы можем достигнуть намеченных целей».
На первое место в программе развития малого бизнеса в Башкирии ставят необходимость популяризации предпринимательства и обучения бизнесменов. «Предпринимателям надо дать понимание, в каком направлении будет развиваться регион», - подчеркивает Вячеслав Гилязитдинов. Он называет несколько перспективных направлений: лесопереработка, строительство и производство строительных материалов, IT технологии. Большой потенциал сосредоточен в высокотехнологичных отраслях: химии и нефтехимии, в которых малый бизнес мог бы на аутсорсинге выполнять многие виды работ. Чиновник подчеркивает, что потребность в том или ином бизнесе определяется рынком, но задача государства – дать бизнесу стратегические карты дальнейшего развития.
О таких картах, называя их «маркетинговые», говорил, выступая на форуме, генеральный директор Федеральной корпорации по развитию малого и среднего бизнеса Александр Браверман. Маркетинговые карты будут формироваться на основе исследований рынка, проведенных за счет государства. Результаты исследований будут предоставляться бизнесу бесплатно.
По мнению Вячеслава Гилязитдинова, у предпринимателя должно быть четкое понимание, что, если он, к примеру, отрывает предприятие в лесной отрасли, то у него есть возможность получить по льготному лизингу оборудование, участвовать экспортно-ориентированных контрактах.
К теме поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий на форуме возвращались не раз. Председатель комиссии Общественной палаты России по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов на заключительном пленарном заседании подчеркнул, что «когда мы говорим о конкурентоспособности наших предприятий, необходимо говорить об этом применительно к мировому рынку и поддерживать именно те предприятия, которые могут выйти на этот рынок». Вячеслав Гилязитдинов считает, что форум даст толчок развитию бизнеса в республике за счет увеличения экспорта. «Наш предприниматель пока робок, у него не хватает знаний для того, чтобы заниматься экспортом: надо понимать, как пройти стандартизацию, сертификацию продукции, оформить таможенные документы. Все эти вопросы решаемы, надо смелее выходить на международный рынок», -заключил г-н Гилязитдинов. Иностранные делегации, прибывшие на форум, подчеркивали заинтересованность в импорте некоторых видов башкирской продукции. Так, китайские бизнесмены проявляют интерес к продуктам питания, произведенным в республике.