В Башкирии будут насаждать культуру благотворительности
В Башкирии решено проводить регулярные внезапные рейды по выявлению мошенников, собирающих пожертвования на улицах. Занимаясь незаконными назойливыми поборами, они отбивают у людей желание помогать и бросают тень на добросовестные благотворительные организации. Для борьбы с мошенническими схемами присвоения денег под видом благотворительной деятельности в Госсобрании Башкирии создан специальный экспертный совет.
А таких схем в Башкирии практикуется множество. О них и методах борьбы с ними члены экспертного совета говорили сегодня на заседании в Уфе.
Одна из самых циничных и юридически безупречных схем связана с обязательной смертью того, для кого собираются пожертвования. Как рассказал начальник управления угрозыска МВД по Башкирии Виталий Портянко, практикуют её и частные лица, и организации. Для человека в заведомо предсмертном состоянии открывается сбор средств. Подбирается клиника, часто за границей, которая готова взяться за больного за большие деньги. Делается расчет стоимости лечения, куда включаются все прямые и косвенные расходы. Когда необходимая большая сумма оказывается собрана, деньги перечисляются на счет клиники. Больной – на что и сделан расчет – умирает, а не потраченные на его лечение деньги клиника перечисляет обратно организаторам. Куда деньги уходят потом, остается вне поля зрения общественности. Родители безнадежно больных детей – самая легкая добыча таких мошенников.
Много жалоб горожан, особенно в Уфе и Стерлитамаке, связано с постоянным появлением на оживленных перекрестках инвалидов, собирающих пожертвования.
«В Стерлитамаке обращения по этому поводу идут постоянно, причем их количество растет день ото дня, — говорит член Общественной палаты Башкирии Гузаль Егорова. — Инвалиды собирают деньги на перекрестках, препятствуют движению. При этом идет очень большой отъем денег у населения. А правоохранительные органы в этом направлении не работают». Ситуация в Уфе аналогичная.
На заседании было отмечено, что административные рычаги давления есть. Об этом, например, говорит тот факт, что в дни проведения в Уфе июльских международных саммитов попрошаек на улице не стало. Раз эти рычаги не используются, значит, это кому-то выгодно.
И «работают» такие люди не автономно, а под чьим-то началом. «Мы воочию убедились: их привозят на «Газели» некие организации, оставляют, а вечером забирают», — сказал зампредседателя Комитета Госсобрания по жилищной политике и инфраструктурному развитию Наиль Гиззатуллин. Он заметил, что сейчас «ими стали заниматься», а значит, явление может быть искоренено.
По словам представителей благотворительных фондов, наибольший репутационный урон легальным организациям наносят лжеволонтёры, собирающие на улицах деньги на лечение детей. «Я не знаю ни одного честного фонда, который собирает деньги на улице», — сказала председатель Благотворительного фонда помощи тяжелобольным детям «Потерь нет» Радмила Сурначёва. В Уфе самый известный «фонд» такого рода – «Народное движение». Его «волонтёры» — наёмные работники, получающие за свои услуги деньги. Они ходят с «копилками» на оживлённых улицах, на сельхозярмарках. Само «Народное движение» как благотворительная организация не зарегистрировано. Эксперимент показал, что за один час такой работы можно собрать более тысячи рублей. Кому идут эти деньги, никто не знает.
«Мы настолько сердобольны, что не задумываемся, кто на самом деле и на что собирает деньги, — сказал председатель Комитета Госсобрания по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов Николай Никитин. — Есть данные, что за 2013-2014 годы россияне перечислили в ИГИЛ более 300 млн рублей. Часть денег как раз проходит в виде сборов благотворителям».
Эксперты пришли к выводу, что в республике пора вплотную заняться формированием культуры благотворительности и на первых порах объяснить людям отличия настоящего благотворительного фонда от мошеннических структур. По опыту Нижегородской области решено создать листовки с инфографикой или комиксами на эту тему. Простые и понятные листовки будут размещаться в общественных местах, на остановках, на рекламных щитах в лифтах.