Власти Башкирии трезво оценили состояние конкурентной среды в регионе
В Башкирии, как и по всей стране, внедряется новый Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Его утвердило в сентябре правительство России.
В республике координатором этой работы определено Минэкономразвития. Чтобы понять, в каком направлении двигаться, министерство провело мониторинг состояния конкурентной среды на рынках социально значимых товаров и услуг. Этих рынков, в соответствии со стандартом, насчитывается 11. Опрос двух тысяч респондентов показал, что удовлетворенность населения качеством товаров и услуг — средняя. Как сообщил сегодня на заседании Общественного совета по улучшению инвестиционного климата при главе республики министр экономического развития Сергей Новиков, больше всего люди недовольны качеством медицинских услуг (31% опрошенных), работой общественного транспорта (24%), управлением многоквартирными домами (26%).
На этих же самых рынках, а также в сфере дошкольного образования, жители республики видят недостаточную конкуренцию.
Хозяйствующие субъекты, по словам Сергея Новикова, оценивают конкурентную среду «в целом позитивно». Почти каждый второй считает её «удовлетворительной», 26% — «плохой», 16% — «хорошей», 6% оценили её на «отлично». По мнению опрошенных предпринимателей, развитие бизнеса тормозят административные барьеры (их упомянул каждый третий), высокая стоимость аренды производственных площадей, офисных помещений и земельных участков, объём налоговой отчётности, низкая покупательная способность потребителей. Самые высокие административные барьеры – в сфере розничной торговли и в строительстве.
Глава Башкирии Рустэм Хамитов высказался жёстче. По его словам, из 11 социально значимых рынков «только два – более-менее: услуги в сфере культуры и услуги в сфере связи», а «остальное всё очень жиденько».
В числе самых проблемных в плане конкуренции сфер – рынок жилищного строительства. «Что ни скажешь плохого — всё будет: и закрытость рынка, и отсутствие порядка, и обманутые дольщики, и много чего ещё “хорошего”», — сказал Рустэм Хамитов. Настолько же сложен рынок пассажирских перевозок наземным транспортом: «Чёрная коррумпированная зона. Реального порядка нет. Конкурентной среды нет. «Крышевание» бизнеса разного рода начальниками из разного рода структур. Мы это знаем хорошо. Пройти на этот рынок новой компании с новыми возможностями, с новым качеством предоставления услуг невозможно: задушат в самом начале пути». И если кое-где в маленьких городах работу общественного транспорта удалось нормализовать и обеспечить конкурентную среду, то в больших городах «это «чёрная зона», которая не даёт нам ни денег, ни качества, а только создаёт постоянные проблемы».
Теневой бизнес, по словам главы Башкирии, процветает в медицине, розничной торговле, в сфере дополнительного образования детей.
Детей напрямую касаются четыре социально значимых рынка из 11-ти, и во всех на сегодня проблемы. Так, сжимается рынок услуг дошкольного образования. Сокращение реальных доходов населения приводит к тому, что в массовом порядке закрываются частные детские сады. Организация детского отдыха и оздоровления поставлена слабо. На рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья практически ничего нет, за исключением ряда благотворительных фондов. Рынок услуг дополнительного образования детей организован «частным образом», «налогов нормальных нет, услуг нормальных нет, и с этим рынком услуг — неконкурентным, непрозрачным — надо что-то делать».
В Башкирии разрабатывается план мероприятий по развитию конкуренции. В марте республика должна представить комплексный доклад о развитии конкурентной среды.
«По обеспечению конкуренции на этих рынках мы только в самом начале пути», — подытожил Рустэм Хамитов.
В составленном Федеральной антимонопольной службой рейтинге регионов по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды за 2014 год Башкирия фигурирует в числе аутсайдеров. Наряду с Саратовской и Тюменской областями республика занимает 64-66 места. При составлении рейтинга учитывалось количество работающих в регионе предприятий, число жалоб в ФАС на нарушения антимонопольного законодательства, состояние товарных рынков. Имело значение также мнение представителей бизнеса о развитии конкуренции в регионе.