В Башкирии много свободных ниш для социальных предпринимателей– эксперты
Если судить по цифрам, социальное предпринимательство находится в зачаточном состоянии. В Башкирии социальным бизнесом занимается сейчас чуть менее 300 предпринимателей. Больше всего их в сфере социального обслуживания – 118 и в области образования и развития детей – 91. Зарегистрированы как социальные предприниматели и некоторые крестьянско-фермерские хозяйства – около 20 по республике. Свободны ниши здравоохранения, спорта, культуры. Об этом рассказал на Первом республиканском форуме по социальному предпринимательству, который прошел в Уфе, депутат Госсобрания РБ и директор Уфимского филиала Российского государственного социального университета (РГСУ) Рустем Ахмадинуров.
В широком смысле социальное предпринимательство – это деятельность, направленная на решение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. Но юридического понятия социального предпринимательства нет. Необходимо внести изменения в закон о малом и среднем бизнесе и прописать меры поддержки социального предпринимательства, говорили эксперты на форуме.
По словам Рустема Ахмадинурова, сейчас социальные предприниматели работают на тех же условиях, что и коммерческие организации – платят полную стоимость аренды, берут в банках кредиты на общих условиях. О том, что нет понятных механизмов поддержки некоммерческого сектора, говорила и исполнительный директор Фонда социальных региональных программ «Наше будущее» (Москва) Юлия Жигулина. Механизмы, практиковавшиеся ранее, в кризис не работают. А запросы на финансирование растут. Фонд разработал ряд программ поддержки социального предпринимательства, в числе которых механизм прямых инвестиций в проекты и тиражирование франшиз. В случае с франшизами рассчитывают на более продуктивную работу с банками, так как кредитование таких проектов несет в себе невысокие риски, а значит, может происходить на более мягких условиях.
Нельзя сказать, что государство не поддерживает социальное предпринимательство. Созданные в регионах центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) получают финансирование из бюджетов различного уровня – только из федерального на каждый из них выделяется 5 млн рублей в год. Об этом рассказал директор центра развития социального предпринимательства РГСУ Денис Богатов. Но критериев оценки эффективности расходования средств нет. В качестве примера эксперт привел рейтинг регионов по количеству поданных заявок на федеральный конкурс на лучший социальный проект. Башкирия занимает в нем второе место с 12-тью проектами, что свидетельствует о том, что региональный ЦИСС работает.
Один из этих уфимских проектов - «Ваша сиделка» - стал победителем конкурса. Он дал работу 150 людям и позволил снизить стоимость услуг сиделок на рынке в два раза. Основатель проекта Альфия Галиуллина поедет получать приз на Красноярский экономический форум. Среди других успешных социальных проектов на форуме были отмечены уфимский марафон, центр реабилитации «особенных» детей, институт третьего возраста, школа профессионального становления инвалидов.
Одна из сфер, в которой эксперты видят большие возможности для развития – это обслуживание пожилых людей и инвалидов. Представитель министерства труда и соцзащиты республики Сергей Елисеев рассказал, что в Башкии сейчас действует 119 негосударственных и 45 государственных предприятий соцобслуживания. Еще полгода назад в этой сфере работало около 2 тысяч человек, а сейчас – 3 тысячи. К 2020 году в республике будет проживать более 30 тысяч человек, нуждающихся в стационарном обслуживании, т.е. резервы для развития социального предпринимательства в этой сфере велики.
Сами предприниматели, с которыми корреспондент РБК-Уфа пообщался на форуме, среди основных проблем назвали высокие ставки по кредитам, слабую информационную поддержку со стороны государства. Многие говорили и том, что не могут самостоятельно «потянуть» расходы на рекламу, и хотели, чтобы гос.структуры рассказывали о них потенциальным клиентам. Например, РОНО доводило бы информацию о частных детских садах до очередников.
Общая проблема для большинства предпринимателей – отсутствие стабильно спроса, о чем РБК-Уфа ранее уже писал. В этой ситуации помогли бы заказы от государства, говорят предприниматели. По мнению хозяйки сети безалкогольных кафе «Домовенок» и профилактория «Родник здоровья» Риммы Еникеевой, клиенты, для которых работают социальные предприниматели, - небогатые люди.
Сама предприниматель социальным направлением своего бизнеса считает профилакторий. В его развитие она вкладывает прибыль, полученную в кафе. Объект был приобретен с помощью банковского кредита, ежемесячный платеж по которому составляет 1,5 млн рублей. В профилактории отдыхают пенсионеры по социальным программам, дотируемым государством. Предприниматель предлагает государству перекредитовать ее, а расплачиваться она могла бы организацией отдыха пенсионеров. Пока договориться не удается.
Многие предприниматели признаются, что очень рассчитывают на гранты, прежде всего для того, чтобы снизить себестоимость своих услуг и конкурировать за счет низких цен в условиях падающего спроса. Проект «Народный стадион» из Нефтекамска снижение себестоимости сделал своей основной бизнес-идеей. Предприниматели развивают пустые территории в городах, обустраивая там катки, пункты проката спортивного инвентаря, удобные площадки для проведения больших мероприятий. Себестоимость предприниматели последовательно снижают на каждом этапе: здания строят из бревен, полученных в результате от санитарной рубки леса, инвентарь закупают оптом большими партиями, стадион арендуют в рамках государственно-частного партнерства, зарегистрировавшись как НКО (цена в этом случае снижается в 10 раз). Арендаторы, которые хотят работать на таких площадках, не платят аренду, а отчисляют средства в фонд некоммерческого партнерства. Средства из фонда идут на развитие площадки.
Перечень сфер деятельности, в которых можно развивать социальное предпринимательство, очень широк. Как сказал РБК-Уфа президент ГК «Госконсалт» и владелец сети детских садов «Жемчужинка» Иван Абрамов, один из критериев принадлежности предпринимателя к социальному бизнесу – это то, какой идеей он руководствуется и куда вкладывает прибыль. Социальным можно назвать и коворкинг, способствующий развитию молодых предпринимателей, и сеть дорогих детских садов, если в них выделяются льготные места для детей с особенностями развития. Ниш много, места хватит всем.
Систематизировать эти ниши пытается Центр инноваций социальной сферы. Пока его работа была скорее методической, как выразился председатель госкомитета по предпринимательству и туризму Вячеслав Гилязитдинов. Для того, чтобы начать воплощать идеи на практике, ЦИССом подготовлен каталог из 30 социальных проектов, который, как предполагается, поможет предпринимателям начать свое дело.