В Уфе хотят сделать доступным элитное образование
О том, что стране нужно срочно искать новые подходы в образовании, для того, чтобы полноценно конкурировать на современном рынке, заговорили все и сразу. В январе глава Сбербанка Герман Греф, выступая в РАНХиГС на Гайдаровском форуме, заявил, что Россия оказалась в числе стран, «которые проигрывают». Греф призвал изменить все государственные системы, в том числе систему образования – от детских садов до вузов».
В Уфе одним из первопроходцев, внедряющих принципиально новые подходы к подготовке высококвалифицированных кадров нового формата, хочет стать Уфимский государственный авиационный технический университет. Вчера представители вуза, в том числе руководитель департамента стратегического развития учреждения Руслан Хисамутдинов, презентовали свои идеи главе республики Рустэму Хамитову. Представители вуза предложили систему образования разделить на три уровня: «элитное» - для одаренных детей, с ориентацией на исследовательскую деятельность, «практическое» – для детей с техническим складом ума, и «массовое» - электронное образование для повышения текущего уровня образования. На встрече речь шла, в основном, о верхнем уровне.
Первый этап проекта, предложенного вузом, – создание экспериментального класса естественно-научного профиля на базе Лицея №153 (лицей при УГАТУ). Отбор способных девятиклассников должен состояться в этом году, предполагается, что он будет проходить по методикам МГУ и Иннопрактики. Школа должна быть элитной, но не элитарной, подчеркивают в УГАТУ.
Также проект предполагает отбор уфимских учителей и их переподготовку на базе МГУ и Иннопрактики (объединяет Центр национального интеллектуального резерва МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие», руководитель - Катерина Тихонова).
В дальнейшем организаторы надеются перейти к специализированной школе-интернату для детей со всей республики. Кроме того, в ближайшее время планируется ввести в действие систему электронного образования, поможет детям лучше готовиться к ЕГЭ по русскому языку и математике.
Подобные проекты реализуются на федеральном уровне: в МГУ уже сейчас создают специальную школу-интернат на 350 мест для детей со всей России. Для их отбора в марте будет работать первая проектная школа во Владивостоке, а летом проектные школы пройдут в «Орленке» и «Артеке».
Учебный процесс в экспериментальных классах будет построен на принципах блочно-модульной системы и проектного обучения. Как объяснил Руслан Хисамутдинов, отличие такого подхода в том, что уроки, которые обычно проводятся по расписанию – сейчас 45 минут математики, потом русский язык и т.д., – будут заменены на модули: «Есть сегодня у ребёнка настроение хорошо позаниматься математикой – пусть он занимается ей два или три часа. А завтра у него лирическое настроение, он хочет почитать стихи – пусть занимается исключительно литературой без математики и физики. А может быть, после обеда он захочет заниматься химией. Главное, чтобы он выполнял общий учебный план».
В разговоре с Рустэмом Хамитовым представители УГАТУ подчеркивали, что «интерес к техническому образованию падал все эти годы. Только последние год или два он возрастает, потому что на слуху ракеты «Калибр», самолеты Су-30. Сейчас молодежь интересуется, что это такое. Но со своей школьной подготовкой они не способны стать нормальными инженерами, конструкторами. Мы говорим, что 50-55 баллов ЕГЭ по математике – это очень мало. С этими баллами они поступают на такие направления, как «двигатели летательных аппаратов», а потом мы удивляемся, почему у нас в стране нет нормальных двигателей».
Инвестиции для реализации проекта потребуются небольшие, заверили его инициаторы, - в первую очередь нужны интеллектуальные ресурсы.
«Надо понимать, что это эксперимент, - говорит директор Института экономики, финансов и бизнеса Башгосуниверситета Рустэм Ахунов, - И, как любой эксперимент, его результативность будет понятна через определенное время. Что очевидно носит положительный характер и не вызывает сомнений - это обучение в рамках проекта отобранных на конкурсной основе учителей республики для их повышения квалификации в ведущем ВУЗе страны - МГУ, а также развитие электронного обучения и обучение методам работы в информационном пространстве, использование проектных технологий».
У эксперта вызывает вопрос отсутствие в проекте этапа, следующего за подготовкой одаренных детей на базе элитной школы - вузовского обучения на базе университетов региона, что повышает риск их подготовки для дальнейшего поступления в столичные ВУЗы, и как следствие, - их трудоустройство вне республики. В целом, и Рустэм Ахунов, и другие опрошенные РБК-Уфа эксперты считают идею интересной, а ключевым фактором успеха проекта видят профессиональное управление им командой увлеченных людей.