Уфа вошла в топ-5 российских городов по обеспеченности торговыми центрами
По оценке компании M1 Solutions (консультации в сфере коммерческой недвижимости), лидерами по этому показателю являются Самара (560 кв. м на 1000 человек), Екатеринбург (540 кв. м), Нижний Новгород (470 кв. м). В Уфе на 1000 человек приходится 400 кв. м площадей торговых центров, а в среднем по России этот показатель составляет около 170 кв. м на тысячу человек. При этом уровень предложения существенно выше, чем уровень спроса, отмечают эксперты: есть вероятность, что любой новый торговый комплекс в городе-миллионнике будет заполнен едва ли наполовину.
Специалисты указывают также, что в Уфе наряду с высокими показателями по обеспеченности наблюдается и высокая доля вакантных площадей, кроме того, городу не хватает качественных объектов.
Как ранее писал РБК-Уфа, до 2014 года торговые центры жили в условиях «рынка арендодателя», а после – «рынка арендатора». Проекты, заложенные в тот период, тяготели к «гигантомании». Причина этого и в завышенных планах девелоперов, ожидавших, что единичные проекты разрастутся до сетей, и в желании «заключить как можно больше контрактов, а потом бросить только что открытый торговый центр и перейти на другой объект» (мнение эксперта). Участники рынка признаются также, что нормы, выдвинутые Уфой, превышают реальность. В результате сегодня является обычным открытие торгового центра с 30% занятых площадей.
При этом успешные примеры заполнения объектов на рынке есть. Как рассказал РБК-Уфа член совета директоров lifestyle центра «Башкирия» Артур Хазигалеев, в 2016 году у них было занято 100% площадей. Владельцы также зафиксировали рост посещаемости комплекса. По мнению г-на Хазигалеева, помогла разнообразная концепция центра: «Сейчас недостаточно просто купить площадь, поставить вентиляцию, нарезать квадратные метры, сдать в аренду. Мы видим это на примерах многих, в том числе новых торговых центров города, откуда из-за макроэкономических причин сейчас уходят арендаторы. Мы развиваем «Башкирию» не просто как пространство для торговли. Еще несколько лет назад в торговом центре максимум мог быть маникюрный салон, студия загара, химчистка. Никто не думал, что здесь помимо магазинов будут располагаться студия йоги, клубы по изучению иностранных языков, залы для танцев и фитнеса, фонд Хабенского и другие участники проекта ''Фактуры''».
Нестандартные форматы торговых центров как путь выхода из кризиса эксперты рекомендовали и на конференции «Торговые центры: концепция успеха» зимой прошлого года: «Вложившись однажды в арт-объект, можно дальше продвигать торговый центр даже без маркетингового бюджета». При этом они призывали не забывать о торговле как таковой. Кроме того, эксперты предлагали привлекать арендаторов непосредственно к инвестированию в развитие торговых центров.
По словам арендаторов, на выбор торгового комплекса также влияет комплекс критериев. «Есть ряд важных параметров, начиная от удаленности от центра города, наличия парковочных мест, количества маршрутов общественного транспорта, заканчивая допустимой нагрузкой на пол в помещении, – прокомментировал руководитель My Amway Center в Уфе (располагается в lifestyle центрe «Башкирия») Евгений Миронов. – Под все критерии помещение найти не просто. В общей сложности на поиски у нас ушло два месяца. Решающим фактором явилось то, что, помимо соответствия ключевым критериям, арендодатель пошел навстречу по целому ряду важных для нас пунктов – сделали витраж и отдельный вход, оперативно согласовывали пункты договора».