Уфимский трамвайно-троллейбусный завод будет переделывать старые трамваи
Одной из главных проблем трамвайного сообщения Уфы является старение парка, износ которого составляет 95%. В последний раз крупное поступление трамваев в депо Уфы было в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда город закупил более 35 единиц вагонов чешского производства модели «Татра» Т3, ранее эксплуатировавшихся в ГДР. Перед продажей вагоны прошли капитальный ремонт и были в хорошем техническом состоянии. В 2009-2012 годах были приобретены 5 новых современных низкопольных трамваев модели КТМ-23 производства Усть-Катавского завода.
Дальнейшему обновлению парка мешает дороговизна нового подвижного состава. По словам гендиректора МУЭТ Уфы Аскара Фазлыева, трамвай производства Усть-Катавского завода стоит 24 миллиона.
Выход видят в модернизации имеющихся вагонов, которая продлит их ресурс и улучшит эксплуатационные качества. Работы будут идти на созданном совместно с АО «Рижский вагоностроительный завод» Уфимском трамвайно-троллейбусном заводе. Напомним, АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» создан в июле 2015 года и на 45% принадлежит АО «Рижскому вагонному заводу», на 30% - МУП МУЭТ, на 25% - ООО «Башкирский троллейбусный завод» (который, в свою очередь, п оданным картотеки на 100% принадлежит Юлии Гинзбург).
Объектом реконструкции станут трамваи наиболее массовой в Уфе модели «Татра» Т3, 70 единиц которых сосредоточено в депо №2. В ходе модернизации у вагонов, возраст которых составляет около 40 лет, заменят салон и электрооборудование, на кузов установят переднюю и заднюю маски, которые преобразят его внешний вид. Как заявлялось ранее, часть необходимых деталей и узлов поставит Рижский завод.
– Фактически это будет новый трамвай – от старого вагона у него остается только центральная несущая балка – большой кусок металла, который не изнашивается – рассказал Аскар Фазлыев. – Мы хотим отладить это производство и модернизировать вагоны не только для Уфы. Трамваи модели «Татра» - одни из наиболее массовых в России. Большинство городов находятся в похожей с нами ситуации и заинтересованы в модернизации, позволяющей получить пусть морально устаревший, но обновленный и надежный транспорт, чем мечтать о покупке нового.
По словам гендиректора МУЭТ, на сумму 160 миллионов рублей можно купить 6 новых трамваев или капитально модернизировать 20 имеющихся. Таким образом, цена обновленной единицы составит около 8 миллионов рублей.
Опрошенные РБК-Уфа отраслевые эксперты в целом поддерживают идею модернизации устаревшего трамвайного парка, но вместе с тем указывают и на ее недостатки.
- В условиях высокого износа подвижного состава и нехватки средств муниципалитеты стремятся к экономии, в том числе путем ремонта и модернизации имеющихся моделей вместо покупки новых, - рассказал директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ НИУ Константин Трофименко. – Однако даже глубоко модернизированные трамваи сохраняют многие недостатки своих морально устаревших моделей, к примеру, высокое расположение пола и ступенек, что неудобно для инвалидов, детей и пенсионеров. Также не исключены вопросы с сертификацией обновленного транспорта, а поскольку проект модернизации зачастую разрабатывает не специализированное заводское КБ, а инженеры ремонтных служб депо, ряд использованных решений может не оправдаться на практике.
Эти опасения признал и Аскар Фазлыев, заметив, что «не совсем правильно, когда перевозчик занимается производством».
Основной риск реализации намеченных планов связан с выделением финансирования. На комплексную модернизацию имеющегося в Уфе парка 70 трамваев «Татра» необходимо порядка 480 миллионов рублей. В 2015-2016 годах МУЭТ на капитально-восстановительный ремонт своего подвижного состава смог направить всего около 27 млн. руб.