Банки финансируют более половины объема инвестиций в Башкирии - Марданов
Вклад банков Башкирии в инвестиционную деятельность предприятий гораздо больше, чем можно видеть в официальных отчетах, сообщил премьер-министр Республики Башкортостан Рустэм Марданов на всероссийской конференции по качеству услуг, проходящей в Уфе в эти дни. «У нас есть полные данные пока только по 2015 году, тогда доля банковских кредитов в инвестициях предприятий была 18%, в 2016 году она если и снизилась, то незначительно, - сказал он. – Но я не могу согласиться с версией, что доля банковских кредитов гораздо меньше собственных средств. По нашим оценкам она намного больше 50%».
Напомним, рост инвестиций в Башкирии в 2016 году составил 4,2%, в то время как в целом по стране этот показатель падал. Объем инвестиций в основной капитал в республике за счет всех источников финансирования составил 360,9 млрд рублей.
По словам премьер-министра, формально предприятия инвестируют в развитие за счет собственных средств. Но при этом собственных средств предприятий недостаточно даже для текущей деятельности. «Компании берут средства на пополнение оборотных средств и направляют их на инвестиционную деятельность. Таковы условия банковских продуктов, что во многих случаях кредитовать проекты, связанные с развитием предприятий, оказывается невозможным - риски слишком высоки. Но банки всегда находят возможность помочь предприятиям», - отметил Рустэм Марданов, до 2013 года возглавлявший Национальный банк республики.
В целом объем выданных кредитов, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям банками Башкирии в 2016 году, снизился на 2,3% по сравнению с 2015 годом, до 457 млрд рублей. Существенно (на 10,7%) снизился остаток задолженности - по состоянию на 01.01.2017 он составил 357,1 млрд рублей.
Рустэм Марданов рассказал также о формах государственного участия, с помощью которых республика финансирует инвестиции.
Правительство либо прямо участвует в реализации проектов, либо входит в капитал. «Мы додаем собственные средства, тогда кредитные ресурсы становятся доступнее», - пояснил премьер-министр. «В каких-то случаях мы додаем обеспечение под банковские кредиты. Это тоже рискованная форма участия, как и предыдущие, но самая востребованная. Здесь спрос превышает предложение, поскольку свободных средств у государства не так много. Но все же мы реализовали несколько таких проектов в аграрной сфере».
Еще одно направление, на котором премьер-министр остановился подробнее – государственно-частное партнерство. В качестве примера он привел проект реформирования системы теплоснабжения города Туймазы и сёл Туймазинского района, который реализуется с участием «Социнвестбанка».
В реализации проектов ГЧП тоже есть проблемы. «Мы столкнулись с активной скептической позиции антимонопольного органа. По их мнению, поскольку инвестор практически полностью возвращает свои средства, вложенные в проекты ГЧП, значит, это не может являться проектом ГЧП. Мы будем решать этот вопрос в суде». В качестве примера он привел проект трассы Стерлитамак – Кага – Магниторогоск, который должен реализовываться в рамках концессионного соглашения с участием сборов от системы «Платон».
«Этот проект был конфигурирован следующим образом, - пояснил Рустэм Марданов. – Там есть гран республики, есть грант федеральный. Инициатор привлекает заемные средства. Этом проект в качестве партнерского рассматривают «Газпромбанк» и «Сбербанк». Инвесторы привлекают средства и вкладываются. Возврат средств будет производиться не только за счет грантов, но и за счет платы за проезд по дороге. Сейчас у нас идут дискуссии с антимонопольных органом, и многие участники рынка ГЧП из-за нашего прецедента встревожены, потому что их проекты запланированы по этой же схеме».
Напомним, региональное управление федеральной антимонопольной службы приостановило открытый конкурс на заключение контракта по строительству первой платной дороги в Башкирии. Победителем конкурса было объявлено ООО «Башкирдорстрой». Помимо этой компании, в последнем этапе конкурса участвовали пять других претендентов. Строительство дороги протяженностью 170 км оценивается в 12 млрд рублей. Предполагается, что 8 миллиардов из них будет профинансировано из регионального бюджета. По условиям конкурса, период проектирования и строительства автотрассы не должен превысить более 6 лет, после чего концессионер эксплуатирует дорогу в течение 9 лет. От Стерлитамака до села Кага, что в Белорецком районе, участок дороги будет эксплуатироваться в бесплатном режиме, за дальнейший прямой проезд до села Аскарово придется платить, так как существует альтернативный бесплатный путь. Плата за проезд будет поступать в республиканский бюджет. Пока известен только максимальный размер платы: от 10 до 25 рублей за километр в зависимости от типа транспортного средства. В дальнейшем стоимость будет индексироваться.