Башстат: В малом бизнесе занята четверть работающих жителей республики
Башстат опубликовал результаты сплошного федерального статнаблюдения «Малый бизнес большой страны» по итогам 2015 года. Это своего рода перепись малых и средних предприятий, которая проходит раз в пять лет.
- Для малого бизнеса работает упрощенный порядок предоставления статотчетности: малые предприятия отчитываются ежеквартально, микропредприятия и индивидуальные предприниматели – раз в год. При этом все они обследуются на выборочной основе, - поясняет руководитель Башстата Акрам Ганиев. – Для более же точного отражения дел в секторе необходимы более глубокие исследования.
По мнению статистиков, сплошное наблюдение полезно не только государственным структурам, которые разрабатывают стратегию развития малого бизнеса, но и самим предпринимателям: общая картина помогает понять, какие направления не освоены конкурентами, куда выгоднее вкладывать деньги, где найти поставщиков и т.д.
Малый бизнес развивается с привязкой к потребителям и ресурсам
По статданным, в 2015 году в республике было зарегистрировано более 123 тысяч представителей малого и среднего предпринимательства. Однако почти треть из них в реальности бизнес не вели.
В качестве юридических лиц были зарегистрированы 47 тысяч предприятий. На тысячу жителей республики приходится чуть более 11 коммерческих организаций. Тут мы отстаем от среднего показателя по ПФО - 14,5. В Пермском крае, к примеру, на тысячу человек приходится 22 предприятия, в Татарстане – 18,5, в Кировской области - 17,8.
Как отмечают в госкомитете по предпринимательству и туризму РБ, разница в показателях между регионами установилась еще в середине нулевых и с тех пор не меняется. В скромных цифрах играет свою роль тот факт, что почти половина населения Башкирии живет в сельской местности, в отличие от той же Пермской области, где доля сельчан составляет 25%.
- Республиканский малый бизнес развивается с привязкой к потребителям и ресурсам, - комментирует кандидат экономических наук Константин Кузьминых. - Отставание от средних показателей по ПФО, говорит о недостаточно комфортной среде для ведения бизнеса в тех или иных районах республики и поддержки органами власти на местах, малой мобильности и гибкости самого бизнеса.
По количеству индивидуальных предпринимателей республика занимает средние позиции. Всего в регионе в 2015 году насчитывалось 76 тысяч ИП. На тысячу населения приходится 18,7 частников. По этому показателю мы занимаем четвертое место в ПФО. А лидер здесь Пензенская область, где на тысячу жителей приходится 23 индивидуальных предпринимателя.
Наибольшая концентрация ИП - в Уфе. В столице малым бизнесом занимаются 14,8 тысячи человек. Среди городов меньше всего индивидуальных предпринимателей в Агиделе - 284. Среди районов по количеству ИП лидирует Туймазинский район - 1839 человек, самый низкий показатель в Ермекеевском районе, тут малым бизнесом занимаются всего 162 человека.
О госсподержке знала лишь треть предпринимателей
В 2015 году малый бизнес предоставил 476 тысяч рабочих мест, что составляет четверть трудоспособного населения республики. Выручка от реализации товаров и услуг превысила 1109 млрд рублей. Ранее РБК-Уфа писал, что в 2014 году оборот продукции и услуг составлял 1007 млрд рублей, в 2016 году выручка упала на 8,3% и составила 940 млрд рублей.
Наиболее популярным видом деятельности у «малышей» является оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий (среди ИП в этой сфере занят каждый второй), операции с недвижимостью; у средних предприятий – строительство, у индивидуальных предпринимателей – сельское хозяйство.
В собственное развитие республиканские предприятия вложили за год 41 млрд рублей.
Около 2,7 тысяч субъектов малого предпринимательства получили поддержку от государства, это 3% от общего количества. При этом о наличии программы господдрежки знали лишь 31,5% респондентов.
Ранее в беседе РБК-Уфа эксперты отмечали, что денег, которые власти готовы выдать бизнесу «на руки», становится меньше. Регион сворачивает формы прямой финансовой поддержки малого бизнеса, заменяя их разнообразными программами консультаций, обучения и т.д.