Лента новостей
Все новости Башкортостан
Руин-пабы, винтаж, стрит-арт: куда сходить и чем заняться в Будапеште РБК и ОТП Банк, 14:30 Коллекции высокого ювелирного искусства в Париже: что покупать Стиль, 14:27 Госдума уточнила определение шпионских устройств Политика, 14:24 Матвиенко назвала дату отмены роуминга между Россией и Белоруссией Общество, 14:19 Россия доставила в Турцию очередную партию компонентов С-400 Политика, 14:15 Минобороны опровергло участие российских войск в боях в Идлибе Политика, 14:09 «Мы увидим Bitcoin по $5000 до конца лета». Что будет с криптовалютой Крипто, 14:08 Акции Electronic Arts обвалились за день на $792 млн из-за «Ювентуса» Спорт, 14:08 Пост Леди Гаги прокомментировали 500 тыс. раз из-за флешмоба на русском Общество, 14:03 Что нужно знать о функциональных напитках РБК и Philips, 14:01 Как вывести компанию за рубеж с помощью франшизы Pro, 14:00 Искусственный интеллект и техподдержка. На чем IBM заработала $2,5 млрд Quote, 13:58 Кремль назвал первый шаг в диалоге с Киевом Политика, 13:58 В Перми с арт-объекта «Слава труду» украли две последние буквы Общество, 13:53
Уфа: проблемы и перспективы ,  
0 
Исследование РБК: реализует ли Уфа свой туристический потенциал
Фото: Олег Яровиков

Два года назад Уфа сделала значительный рывок в развитии своего туристического потенциала. В рамках подготовки к саммитам ШОС и БРИКС изменилась и профильная инфраструктура, и уровень известности города. С 2010 по 2015 год в городе открылось 68 отелей на 1684 номера, в том числе международных брендов. Это позволило удвоить номерной фонд – сейчас он составляет 3641 номер на 6443 места. Параллельно в городе был проведен большой объем благоустройства в деловом и историческом центре. Как результат - в рейтинге событийного потенциала центра R&C, сравнивающего региональную политику поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, а также ключевые показатели, характеризующие развитие города в качестве туристической территории, по итогам 2015 года Уфа заняла 7 строчку среди российских городов, поднявшись сразу на 4 позиции.

Однако эффект от проведения саммитов быстро себя исчерпал. Уже в 2016 году в рейтинге R&C Уфа потеряла 4 позиции и заняла 11 строчку среди 20 вошедших в исследование российских мегаполисов. Другие исследования также не слишком высоко оценивают туристический потенциал Уфы. По данным сервиса поиска отелей RoomGuru.ru, Уфа в 2016 году заняла 29 место у российских туристов по числу броней отелей. Среди 10 городов Поволжья столица Башкирии была на 5 месте, пропустив вперед Казань, Нижний Новгород, Самару и Саратов, то есть все города-миллионники.

Портал Турстат назвал самыми популярными туристическими городами России в 2016 году Москву (17,5 млн туристов в год), Санкт-Петербург (6,9 млн), Сочи (6,5 млн), Казань (2,5 млн), Сергиев Посад (1,7 млн). Данные по Уфе портал не публикует. Зато в рейтинге регионов присутствует Башкирия – она занимает 13 место среди самых популярных туристических регионов с 1,4 млн туристов в год. По сравнению с 2015 годом это количество выросло на 25%. Из соседей Башкирию опережают Татарстан (2,9 млн туристов) и Челябинская область (2,2 млн).

При этом ту же Казань в 2008 посетили 850 тысяч туристов, в 2014 году их количество составило уже 1,7 млн. человек, а в 2015 году – 2,5 млн. В Уфе в 2014 году турпоток составлял 380 тысяч человек, в 2015-м число туристов возросло почти в два раза - до 640 тысяч человек, что было связано, прежде всего, с проведением саммитов и сопутствующих мероприятий. Данных по турпотоку в Уфе в 2016 году нет, но можно предположить, что вряд ли он превысил цифры 2015 года.

Непостроенные достопримечательности

Тот факт, что Уфе далеко пока до лидеров по туристической привлекательности, признают и городские власти. По словам начальника Управления администрации города по предпринимательству, потребительскому рынку и туризму Ольги Завьяловой, большую долю туристического потока составляют бизнес-туристы, на их долю приходится около 80-90% всех прибывающих в Уфу. Туристы, целью которых является познавательный туризм, составляют всего 10-20%. В данном сегменте наблюдается сезонность спроса, которая зависит от климатических условий. Доля въездного туризма составляет не более 10% объема туристского рынка.

Недостроенная мечеть на проспекте Салавата Юлаева (Фото: Олег Яровиков)
Как было заявлено в ходе экспертного обсуждения на прошедшем осенью «Форуме гостеприимства и туриндустрии – 2016», наиболее интересным с точки зрения гостей местом в Уфе является памятник Салавату Юлаеву – крупнейшая конная статуя в Европе и прилегающая к нему обзорная площадка с амфитеатром. Эксперты отмечали, что в Уфе не сохранилось исторических объектов, сравнимых, например, с Казанским или Нижегородским кремлем. Но та же Казань за последнее десятилетие сделала огромный скачок вперед, создав целый ряд новых точек притяжения, таких как аквапарк «Ривьера», мечеть Кул-Шариф, новые набережные.

Многие представители туриндустрии в рамках тематических круглых столов заявляли о том, что Уфа пока явно недостаточно использует свой потенциал. Перспективы достройки мечети на проспекте Салавата Юлаева, которая могла бы стать центром притяжения и частью прогулочной зоны, выходящей на Монумент Дружбы, весьма туманны. Не реализованы проекты создания музея Деревянного зодчества, музейного комплекса на месте древнего поселения в квартале ул. Заки Валиди – Новомостовая - Пушкина. Как ранее писал РБК-Уфа, на строительство музея городища Уфа-2 необходимо 350 млн рублей.

Точная копия городища Уфа-2   (Фото: Станислав Шахов)
Не создан и музей Уфы, для которого муниципальные власти обещали отреставрировать два расселенных исторических особняка по ул. Цюрупы. Набережная Белой еще не достроена и не благоустроена, поэтому остается не слишком популярной даже у горожан, не говоря уже о приезжих. В качестве перспективной точки притяжения туроператоры также упоминали расположенный рядом с аэропортом Конезавод №119, где гости могли бы покататься на лошадях и увидеть процесс изготовления кумыса. Но пока и эта идея не реализована.

Ставка на командированных

В ближайшем будущем Уфа навряд ли сможет существенно увеличить свою привлекательность для туристов путем создания новых точек притяжения. Это понимают и городские власти, решившие делать ставку на событийный и деловой туризм: организацию и проведение различных корпоративных мероприятий.
- Нам не стоит связывать основные надежды с иностранными гостями, - заявил мэр Уфы Ирек Ялалов - Основной поток туристов в Уфу пойдет из соседних регионов. Акцент надо делать на событийном туризме. 

По экспертным оценкам, это направление наиболее перспективно с точки зрения доходности. Согласно данным Всемирной ассоциации конгрессов и конференций, индустрия деловых встреч приносит в 4 раза больше средств, чем другие разновидности туризма. Каждый рубль, вложенный в проведение конгрессных и выставочных мероприятий, приносит 5-7 рублей прибыли. Как заявил директор коммуникационного агентства «BeinRussia» Александр Мальцев на прошедшей в июне в Уфе конференции, посвященной развитию MICE-индустрии в Башкирии, в среднем одно мероприятие собирает 70 участников, длится 3 дня и 2 ночи, и стоит 1-1,5 тыс. долларов на человека.

Представитель Конгресс-бюро Башкортостана Екатерина Телина на той же конференции приводила в пример прошедший в Уфе Всероссийский съезд медицинской тематики, делегатами которого стали 1,5 тыс. человек, каждый из которых расходовал в день от 14 до 24 тысяч рублей. Потенциал рынка для Башкирии в конгресс-бюро оценивают так: «Россия состоит в 1400 международных ассоциациях. Соответственно, все эти 1400 ассоциации - потенциальные гости республики». В настоящее время, например, идет работа над тем, чтобы Башкирия стала местом проведения 47-го конгресса пчеловодов «Апимондия» в 2021 году. Предполагается, что это принесет республике порядка 140 млн рублей за 5 дней.

По словам министра Республики Башкортостан Руслана Мирсаяпова, благодаря развитию событийного потенциала Уфы загрузка номерного фонда гостиниц Уфы остается вполне приличной, хотя после саммитов были опасения в том, что отели будут востребованы. Как рассказал министр в своем интервью журналу «Уфа», сейчас городу не хватает большого зала, способного одновременно вместить до 5-6 тысяч человек: «Наличие такого объекта позволило бы нам проводить все более крупные мероприятия международного масштаба - на организацию тех или иных форумов все чаще влияет вместимость залов для основных заседаний».

Наращивание потенциала делового туризма не должно заменять собой развитие города с точки зрения общей туристической привлекательности. На форуме гостеприимства и туриндустрии эксперты советовали не упускать возможности сделать Уфу в целом более интересной и привлекательной для гостей, провести ревизию проектов, работающих на улучшение туристического имиджа города и сосредоточить внимание на реализации наиболее перспективных из них.