Новый главный пристав Башкирии: «не знать про портал Госуслуг неприлично»
С 1 января вступил в силу Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», проще говоря, закон о коллекторах. Теперь взыскивать долги смогут только те организации, которые войдут в специальный реестр, а контролировать их деятельность будет служба судебных приставов. Скажите, сколько организаций уже подали заявки на то, чтобы войти в реестр, и сколько из них смогли пройти отбор?
В целом по России таких организаций пока зарегистрировано по состоянию на 1 марта семьдесят две, по Республике Башкортостан – только одна. Пока желающих заниматься этим видом бизнеса на территории Башкирии маловато.
Наверное, те 72 зарегистрированные организации имеют филиалы в Уфе и в Башкирии? То есть нельзя сказать, что одна организация в Башкирии этим занимается.
Да, верно, такие организации имеют сеть филиалов во всех регионах, но количество коллекторских агентств очень существенно сократилось. Я считаю, это хороший знак - процедура взыскания задолженности становится более цивилизованной.
Каким требованиям должны отвечать организации чтобы войти в этот реестр?
Требования очень жесткие к наличию активов, причем чистых активов должно быть не менее 10 млн. рублей, естественно, наличие страховки на случай причинения ущерба, в числе учредителей не могут быть арбитражные управляющие, судимые лица. При этом любое нарушение закона №230- ФЗ «О защите прав физических лиц» обернется тем, что у коллектора либо отзовут лицензию и исключат из реестра, либо приостановят деятельность. Плюс есть для них существенные штрафы за нарушения от 100 тысяч до 2 млн рублей. Бизнес рискованный, соответственно желающих этим заниматься профессионально становится меньше.
Те организации, которые занимались коллекторской деятельностью, чем они будут заниматься сейчас?
И.М.такой, что позволяет работать как в одну, так и в другую сторону. Организации, которые до этого занимались коллекторской деятельностью, взысканием задолженностей, теперь каким-то образом стали антиколлекторами, предлагают на всех сайтах «решим вопросы с приставами», «избавим вас от долгов». На самом деле, это жульничество. Никто вас от долгов не избавит. Антиколлекторы пытаются решить какие-то вопросы, используя непонятные схемы, а этих схем не существует, они просто берут деньги. Потом на ваши долги накручиваются штрафы, санкции. В этой ситуации один только совет – попросите в суде самостоятельно отсрочку, либо решайте вопрос с кредитором.
В 2015 году по вашему ведомству прошло около миллиона дел и на каждого пристава приходилось в среднем почти 8 делопроизводств. Эта нагрузка называлась достаточно существенной. Как она изменилась в связи с этим новым законом?
В 2016 году находилось на исполнении службы приставов уже не один миллион, а два миллиона исполнительных производств. Нагрузка естественно очень высокая и увеличивается. Ожидать увеличения штатной численности мы не можем, соответственно все наши маневры происходят внутри нашей службы. Мы сейчас перегруппируемся, пытаемся наладить работу над тем, чтобы нам поступало меньше документов, которые, по сути граждане должны оплачивать добровольно – те же самые штрафы ГИБДД. Существует система скидок, которые мотивируют и стимулируют добровольное исполнение этих штрафных санкций. Наша основная задача – снизить нагрузку по несущественным суммам, которыми нам приходится заниматься.
Одни из таких несущественных - сумм это долги по ЖКХ, вы занимаетесь ими?
На 1 число у нас в должниках ходит где-то 15 тысяч неплательщиков по этим услугам, а сумма где-то около 500 млн.рублей. Но при этом других регионах количество таких должников на порядок больше, у нас все же исполнительная дисциплина по оплате услуг ЖКХ намного выше.
За счет чего она выше?
Я полагаю, это точечная работа ресурсоснабжающих организаций, знаю, что они применяют широкий круг своих полномочий и ограничивают оказание определенных коммунальных услуг. Сейчас люди понимают, что не платить коммунальные услуги в летнее время – это очень накладно для их кармана. Я делю должников по ЖКХ на три категории: 10-15% - это те люди, которые забывают оплатить, еще где-то 35-40% - это люди, которые попали в сложную ситуацию, у них есть деньги, они могут заплатить коммунальные услуги, однако по определенным своим соображениям они пытаются это как-то отсрочить. С ними работать проще в всего - сейчас такой порядок взыскания долгов, что при сумме до 500 тысяч рублей коммунальные организации имеют право получить судебный приказ: не надо вызывать должника, проводить длительные процедуры, все происходит в бесспорном порядке. Еще где-то 25-30% по моим данным – это самая тяжелая категория должников, которая расплатиться с долгами не может, их около 3 тысяч граждан, у них имеется задолженность свыше 100 тысяч рублей по коммунальным услугам. Это собственники помещений, и каких-то законодательных механизмов прекратить им поставку коммунальных услуг, либо списать эту задолженность, не существует.
Раз уж заговорили о цифрах, то хотелось бы узнать в целом тенденцию – сокращается ли число долгов?
К сожалению, количество должников растет, это, в основном, должники по штрафам ГИБДД. По сумме общая задолженность растет из-за просрочки кредитных платежей – за прошлый год мы приросли по кредитным платежам почти на 20 млрд рублей. Это очень серьезная цифра, достаточно тревожная, хотя мы по ним активно, плотно работаем, они пытаются получить какие-то рассрочки от своих кредиторов, у кого-то часть выплат удерживается с места получения доходов.
Это кредиты банкам или микрофинансовым организациям?
Мы такую градацию пока не проводили, но основная масса таких небольших задолженностей – 30, 40, 100 тысяч рублей – это, как правило, микрофинансовые учреждения. Если взять более серьезные долги, это ипотечные кредиты.
У вас есть целый арсенал воздействия на должников, это и лишение прав в некоторых случаях, и ограничение выезда за границу. Что еще нового введут? И какие меры самые эффективные, как показывает практика?
Что касается самых эффективных мер, пока что основной наш инструмент, как это ни странно – разъяснение негативных последствий неплатежей. Далее идут аресты и реализация имущества. Мы каждую неделю посещаем около пяти тысяч адресов наших граждан. Конечно, в тысячу адресов мы не попадаем, потому что человек сменил место жительства и так далее. Еженедельно осуществляется около 500 арестов имущества, основная масса которого – это ликвидное имущество, транспортные средства.
С 2015 года мы законодательно изменили порядок реализации части арестованного имущества. Если стоимость имущества меньше 30 тысяч рублей, его может продать сам должник и перечислить деньги на депозитный счет нашего подразделения. Только в этом году таким способом было продано имущества на 19 млн рублей, это очень большая сумма. Через принудительную реализацию продали всего около 5 млн.рублей.
Вы имеете ввиду принудительную продажу и квартир, и машин?
Да, когда сумма арестованного имущества превышает 30 тысяч рублей, и необходимо провести принудительную реализацию через Росимущество.
Возникает много нареканий к непрозрачной системе торгов арестованного имущества.
Наверняка, эти нарекания где-то обоснованы. Мы пытаемся создать прозрачную систему, публикуем на своем сайте, рассылаем в СМИ информацию о продаже арестованного имущества. Но кардинальным решением вопроса было бы ввести электронные торги. К сожалению, пока не готова законодательная база. Когда будет доступ к этим торгам, тогда проблематика снимется.
Информация о том, что 55 квартир должников выставили в Уфе на продажу, была на многих порталах, но нет информации о том, как это имущество реализовали.
К сожалению, и процедура реализации непростая, кроме того, падает спрос на квартиры. За последние два с половиной месяца мы смогли за этот период продать всего имущества на 25 млн рублей. Это 4 или 5 квартир.
Притом, что с дисконтом, скорее всего, продается относительно рыночной стоимости.
На самом деле нет. Первые торги проходят исключительно по рыночной стоимости. Проводится оценка, и только потом, когда первая экспозиция она прошла безуспешно, не было предложений, стоимость имущества снижается на 15%, и после этого проводятся повторные торги. Торговаться здесь нельзя.
Была такая статистика что около 60% задолженностей по имущественным налогам приходится на невыплату транспортного налога. Действительно ли это так?
По нашим данным, за прошлый год мы получили 34 тысячи исполнительных производств по 48 статье Налогового кодекса, по которой требовалось взыскать 280 млн рублей налогов: это имущественный налог, в том числе, основная масса здесь - транспортный налог. Ситуация по Республике Башкортостан не критичная, скажем в Нижнем Новгороде таких должников было 30 тысяч на сумму 300 млн рублей, в Перми их было 44 тысячи и 585 млн рублей, в Самаре - 637 млн рублей.
Взыскиваются такие задолженности не так плохо: за прошлый год взыскано было по 26 тысячам исполнительным производствам 180 млн рублей.
Какие меры вы применяете к должникам по транспортным налогам?
Мы работаем с имуществом должника – по транспортному налогу – с автомобилями. Если это земельный налог, соответственно, обращаем к взысканию земельные участки. Сейчас мы в преддверии того, что налоговая служба будет массово предъявлять в суды заявления о взыскании этого налога путем выдачи судебного приказа. Поэтому необходимо сейчас же принять меры по погашению имеющейся задолженности. У нас по всей республике проходят совместные рейды с налоговой службой, мы в день изымаем 5-10 машин.
Как показывает практика, когда накладывается арест и мы начинаем изымать транспортное средство, у должников сразу находятся денежные средства, они гасят долги. Понятно, что возникают дополнительные расходы в виде эвакуации, в виде накладных расходов, но можно до этого не доводить. Даже при наличии судебного решения можно добровольно все погасить.
Мне кажется, нужно напомнить и зрителям, и читателям о том, как человеку понять, имеются ли в отношении него вопросы у судебных приставов, чтобы не было сюрпризов в аэропорту, когда он соберется улетать за границу, либо еще где-то. Вы же об этом не предупреждаете.
Самом деле, предупреждаем, и не только мы – когда какой-то орган, который выносит решение о взыскании каких-то штрафов, санкций, выносит такое решение, конечно, они обязаны уведомить. Самый доступный способ быть постоянно в курсе своих финансовых обязательств, принятых в отношении вас решениях со стороны службы приставов и со стороны налоговой, - это быть зарегистрированным на Едином портале госуслуг. Заглядывайте почаще на сайт, проблем будет меньше. Когда вы очень активный человек, постоянно выезжаете за границу, но не знаете о том, что есть банк исполнительных производств, о том, что есть единый портал госуслуг, это уже неприлично.
Если человек имеет долги, например, по алиментам или штрафам ГИБДД, и у него начинают снимать средства с банковского счета, а он об этом не уведомлен. Такая ситуация возможна? Как ее отследить?
Бывают ситуации, когда гражданин жалуется на то, что его никто не уведомлял, но деньги со счета сняли. Объясню причины. Во-первых, скорее всего, вы проживаете не по месту регистрации, на который вас отправили постановление. Второе, есть ряд документов, который не будет поступать по почте, если вы подписались на сайт налоговой службы, естественно поставили галочку, что вы готовы получать документы в электронном формате, разные причины бывают. Бывают ситуации, когда штраф оплачен, но при этом у должника долг остается в системе, потому что он оплачен неправильно, не по тем реквизитам. Здесь надо быть очень внимательным. Есть строгие реквизиты по оплате всех платежей, так называемые УИН, который необходимо заполнять. Банки теперь обязаны принимать платежи, только соблюдая эти реквизиты. Однако, когда некоторые люди платят через терминалы, онлайн-банки, эти реквизиты не соблюдаются, соответственно, потом платежи не стыкуются в казначействе и долги остаются. В этой ситуации единственная рекомендация – подписаться на единый портал госуслуг. Будущее только за этим.
Смотрите видеоверсию интервью:
Одежда ведущей торговой марки Madyart