«Уфа всегда будет провинцией, в этом нет ничего ни хорошего, ни плохого»
- Уфа дала России Шевчука, Земфиру, Lumen. А последний год набирают популярность реперы Face, Моргенштерн, «Бульвар депо», Томас Мраз. Рокеров за последние лет десять из Башкирии не вышло никого. Уфимский рок умирает, а мы становимся рэп-столицей? И как ты относишься к новой волне?
- Совершенно спокойно. Диалектика развития: мы идем по спирали, все это уже было. Если вспомнить историю новейшей музыки в стране, то бум популярности рока был в начале 80-х, а 90-е годы — это «Мальчишник» и Богдан Титомир. Середина девяностых – следующий всплеск интереса к рок-музыке, время «Мумий Тролля» и «Земфиры», потом опять спад, появление «Касты», развитие «Bad Balance» всей своей большой семьей.
- Тем не менее, Уфы в этой истории почти никогда не было. Сейчас в Москве нас называют «новой столицей хип-хопа».
- Музыка и музыка, зачем ее делить? Мне вот совершенно все равно. Например, у «Томас Мраз», мне нравятся какие-то вещи.
- Может городу не хватает рок-клуба в «Авроре», откуда вышли вы, «Нечто» и другие коллективы?
- Нет. Во всей стране не хватает рок-слушателей, потому что так получилось, что вот эту нишу потребности в роке заняли кавер-бэнды. Рок-заведений в городе полно, там все играют одно и то же – перепевки, золотые хиты разных лет. Так разговаривать с самой активной частью аудитории – молодежью – нельзя. Нельзя им дать некий суррогат и сказать: «Ребята, мы с приветом из прошлого века, сейчас расскажем то, что вы чувствуете». Безусловно, там есть песни на все времена, но высказаться о том, что молодежь волнует, сейчас достаточно сложно, потому что новые, молодые коллективы не могут конкурировать с кавер-бэндом на уфимских рок-сценах.
- Почему?
- Условно говоря, если будут выступать пионеры с гитарами, которые плохо играют, но играют свое, послушать их придут еще таких же двадцать пионеров. Каждый купит по пепси-коле и на этом все закончится. Если же отдать сцену кавер-бэнду, потянется публика уже более респектабельная, которая выпьет весь бар и поужинает. Я понимаю владельцев заведений, которые предпочитают тех, кто принесет доход, но это душит любое начинание.
- Как родилась идея вашего дуэта с Юрием Шевчуком на прошлогоднем «Нашествии»?
- Мы просто попросили Юрия Юлиановича, и он без проблем согласился. Предложил выбрать абсолютно любую песню. Мы достаточно давно знакомы, а спеть вместе было желанием еще с детства.
- Видишь ли ты возможные совместные проекты с другими уфимцами? Face, например.
- Если такие предложения поступят, с удовольствием изучим творчество каждого отдельного музыканта из Уфы. Face или Моргенштерн – сразу нет. Их я слышал достаточно, понимаю, о чем ребята говорят, но мы находимся на разных полюсах. Я не понимаю и не представляю, о чем мы вместе можем говорить в контексте уже сказанного.
«Мы никогда не перегибали палку»
- Двадцать лет назад, когда вы только начинали, Уфа была глубоко провинциальным городом. Как воспринимается город сейчас?
- Уфа была, есть и будет провинциальным городом. Нужно просто прийти к пониманию того, что наш город – одна из провинций России, и в этом нет ничего ни хорошего, ни плохого. Меня это так веселит и смешит – желание жить непременно в столице. Недавно была битва за право именоваться третьей столицей России. Казань и Нижний Новгород там зарубились. Ребят, ну вы что? Столица одна – Москва. Все остальные города, включая Петербург, как бы это ни было неприятно услышать, это не столица.
- И почему вы предпочли не уехать в Москву, а живете и работаете в Уфе?
- Все сильно зависит от мироощущения. Мой собственный личный мир существует вокруг меня. Там, где я, там и центр, и мне без разницы, где находиться. То, что выстроили мы как коллектив, крутится и вертится вокруг нас. И в этом смысле никаких проблем не чувствую.
- В твоих песнях самая актуальная тема – протест. Человек против государства, несвободы. В современной России «протест» – это нечто однозначно несистемное. Но ты приезжаешь в города и выступаешь на лучших площадках, рубильник группе не вырубают, у достаточно «нишевой» группы берут интервью и государственные СМИ. Так против чего твой протест?
- Протестовать против государства – это, в принципе, было бы странно. Мы всегда пытаемся донести очень простую мысль, что не хотим все сломать, мы хотим перестроить. Это принципиально разные подходы. Мы все время обсуждаем разные темы, касающиеся нашего общества: медицину, образование, сельское хозяйство, армию, и у нас как у граждан есть собственное мнение – как правильно должно быть. Это позиция гражданская, а не политическая, потому что сами мы во власть не хотим. Своего рода общественная оценка.
«Молодежь не понимает, в чем преступление – качать музыку»
- В России активно идет борьба за авторские права. Заблокированы крупные трекеры, идут суды вокруг размещения треков в интернете. А все песни Lumen можно послушать в соцсетях, даже последний альбом «20 лет. Избранное» уже доступен на всех платформах. Вы не возражаете против такой доступности?
- Сложно носить воду в решете и удержать решетом реку. Недели через две после выхода альбома «Хроника бешеных дней» я прошелся по самым популярным торрентам и посмотрел, сколько человек его скачали. Там получилось около 20 тысяч скачиваний. При цене на медийных интернет-площадках около ста рублей – это два миллиона рублей, которые не будут нами получены никогда. Но эффективной модели, как с этим бороться, нет, поэтому впадать в истерику и всему пытаться поставить препон совершенно бессмысленно, бесперспективно и больше вредит, чем помогает.
- Люди еще не готовы платить за музыку из интернета?
- Есть отдельные, очень принципиальные люди, спасибо им огромное, которые пришли к этому. Как правило, это достаточно взрослые, старше 20 лет люди, которые состоялись и им стыдно воровать даже песни из интернета. Для молодежи послушать песню, скаченную с трекера, это не то что преступление, – они даже понять не могут, чего мы так докапываемся до них и что плохого они сделали. Даже если поставить вопрос жестко, они найдут способы обойти все ограничения.
- В то же время массовое распространение альбома — это продвижение живых выступлений группы.
- Эта история о том, что концерты важнее в финансовом смысле, чем скачивание или продажи носителей, началась, когда Мадонна подписала десятилетний контракт с канадским агентством «Live Nation», которое делает крупнейшие туры в мире. Тогда в масштабах всего мира стало понятно, что каждый новый альбом – реклама тура. Но параллельно сейчас идет обратный процесс – в Японии, к примеру, падение продаж носителей перекрылось ростом продаж через iTunes, GooglePlay, что приносит весомый доход.
- Вы чувствуете рост таких продаж?
- Они есть, но стабильные, примерно на одном уровне.
- Если люди начнут жить сытнее, они перестанут воровать?
- Рано или поздно люди придут к осознанию того, что самое дорогое, что есть – это время. Интернет-площадка позволяет найти тебе любую песню быстро. Не нужно идти в магазин, не нужно рыться в компашках, ты просто послушал превью и скачал. Трекеры, социальные сети – это все не так удобно. За простоту, если в карманах есть деньги, люди будут готовы платить.
Как собрать миллион на трансляцию
- Вы активно пользуетесь краудфандинговыми сервисами. Я посмотрел – на «Планете» вы организовали четыре крупных сбора средств, и всегда удавалось собрать в полтора раза больше необходимого. И в чем причина успеха и применима ли эта практика для других музыкальных коллективов?
- Мы никогда не собираем деньги на то, что является смыслом нашего существования – выпуск нового альбома или съемку клипа. На эти цели у нас есть специальный фонд. Каждый новый проект на «Планете» – это что-то интересное, но не очень необходимое. К примеру, придумали сделать трансляцию большого юбилейного концерта Москве, но денег на это уже не заложено. Спросили: «Ребята, хотите?». И люди проголосовали, что называется, рублем. (За несколько дней на сайте собрали 1,2 млн рублей при необходимых 800 тыс. – Прим. РБК-Уфа).
- Там среди лотов – аудиокассета с записями. Это просто сувенир или есть тренд на ретро?
- Это сувенир. Тренд есть, но очень небольшой, мне кажется. Это же не винил, приобретая который, ты понимаешь, что получаешь качество. Приобретая кассету, ты приобретаешь, ну, по большому счету, такой брелок. Потому что не у всех есть то, во что ее можно вставить, и звучит так себе.
- Другие лоты – диски. Все это востребовано? Или исключительно для коллекционеров?
- С одной стороны, для коллекционеров, с другой стороны, это прекрасная возможность слушать в хорошем качестве. MP3 – это MP3. Мы очень много заморачиваемся в студиях для того, чтобы это звучало хорошо. Потом это все пережимается и звучит из плохого файла, что называется, на плохой технике. Это недополученный кайф. Послушать любимую запись с компашки или с не пережатого wav-файла на нормальных колонках – удовольствие, в котором себе нельзя отказывать. Это все равно, что сравнить еду из ресторана с лапшой быстрого приготовления. В общем-то этим можно питаться, но есть вещи гораздо вкуснее и полезнее.
«Песню «Космонавт» мы переросли»
- У вас начинается новый тур по стране, в нем 26 городов. Почему вы начинаете с Екатеринбурга, а не с Уфы, и вообще ваш родной город в общем списке только шестой? (Концерт пройдет 24 марта).
- Это чисто логистический вопрос. Понятное дело, удобнее всего, когда ты прилетел в Калининград и дальше поехал на Восток, но, когда готовится тур, нужно складывать очень много разных факторов: свободные даты площадок, удобное расписание поездов, самолетов.
- Песни, которые прозвучат, фанаты выбирали голосованием в интернете. Согласны ли с результатами и будете ли править плей-лист по ходу тура?
- Во-первых, плей-лист неполный. Слушатели выбрали 20 песен, а на концерте их будет больше, чуть меньше тридцати. Еще штук пять-шесть оставляем на бис, если позовут. С выбором я согласен, он меня устраивает в полной мере, программа получалась отвечающая духу юбилейного тура.
- Планируете сделать отдельный плей-лист для Уфы, с особенным, более старым репертуаром?
- Нет. Это очень сложно технически. Наша обычная практика уже много-много лет – во всех городах одна и та же программа. Она иногда меняется по ходу тура, но только если мы видим, что мы где-то промахнулись по настроению, по темпу, по каким-то связкам.
- Исполнители «со стажем» в силу разных причин отказываются от исполнения своих старых песен. Лепс не поет «Натали», например. У вас есть такие?
- Есть песни из какого-то детства, которые мы просто не исполняем, потому что переросли их по возрасту, петь их было бы странно. И наши слушатели как-то с понимаем к этому относятся. И эти песни не просят. «Космонавта», например, или «Выходной».
- Рок-исполнители иногда перед большими концертами в качестве промо делают маленькие выступления в публичных местах. Практиковали ли вы такое?
- Никогда не делали и не думали этом. Надо обсудить с ребятами. Мы всегда вместе принимаем решения.
- То есть в принципе такой общественный концерт в Уфе возможен?
- Да запросто. У нас большая акустическая программа. Выбрать из нее несколько песен, которые мы бы могли сыграть на улице, – легко.