Светоч Уфы. Как директор по рекламе стал освещать город
В интервью РБК-Уфа Дмитрий рассказал, зачем улицам города нужен единый стиль оформления, почему федеральные сети – не угроза местным предпринимателям и как востребована лампочка Ильича в мире диодов.
- Как вы оцениваете уровень освещенности города, автомобильных трасс? Вот, к примеру, улица Ленина.
Трассы, в принципе, освещены неплохо. Там стоят натриевые лампы, они желтого цвета и светят ярко. Такие лампы достаточно экономичны и долговечны, но у них есть недостаток – ужасная цветопередача, все вокруг получается желтое и серое. Если в дальнейшем перейти на диодные, то все те же преимущества останутся, но цвета будут более естественными.
Что касается улиц города, единственное решение – принимать концепцию на всю улицу. Как это происходит сейчас: приходит из администрации каждому владельцу или арендатору магазина директива: украсить фасад, к примеру, к Новому году. Это «обязаловка». Что делает бизнесмен? Он покупает самую дешевую гирлянду, вешает ее, и все. Один повесит синюю, другой красную, третий фиолетовую.
Город еще сам украшает улицы, выбирает подрядчика, у которого свое видение. Если уж пока обязывают, давали бы подробное задание. К примеру, «украсить гирляндами в виде нитей, использовать белые и теплые цвета». В итоге же все аляповато, а должен быть единый стиль, как дресс-код на вечеринке.
- Это издержки тонкостей госзакупок?
- Да, недостаток тендеров в том, что выбирается самая низкая цена, соответственно дают самое низкое качество, и мало уделяется внимание красоте и долговечности. Если деньги тратит коммерческое лицо, он вникает в качество, он знает, сколько это должно прослужить, чтобы окупиться, и, соответственно, за это платит. Поэтому, если честно, я больше люблю работать с частными компаниями.
- В каких крупных проектах удалось поучаствовать?
- Мы участвовали в объектах ШОС и БРИКС, делали внутри и снаружи парк Ватан, участвовали в освещении некоторых ледовых городков.
Один из наших первых и самых любимых объектов - это «Александровский пассаж». Была задача сделать его современно, по-европейски, без лишней мишуры, подчеркнуть архитектурные особенности, и чтобы светило долго. Три или четыре года прошло, до сих пор это все светит и не требует серьезного обслуживания.
В прошлом году мы хотели подсветить тоннель на проспекте Салавата Юлаева. Мы готовы были бесплатно разработать дизайн, сделать техзадание и даже смонтировать. Единственное, мы просили, чтобы нам оплатили себестоимость оборудования, это порядка четырех миллионов рублей. Это не заработок для нас был, просто хотелось интересный и красивый проект в городе. Сначала нашлись желающие помочь, обсуждение шло, а потом все пропали.
Мы делали освещение для уфимской сети ресторанов «Лидер групп», сети строительных супермаркетов «Сатурнстрой маркет», автосалонов «Lexus» и «Mersedes». Сейчас участвовать в поставках на всю Россию нас пригласила «Икея».
Бывший работодатель стал первым клиентом
- Вы по образованию учитель географии, почему занялись диодами?
- В диодном бизнесе я уже пять лет, а заинтересовала меня тема освещения, когда семь-восемь лет назад я работал в компании «Ветна» директором по рекламе. У нас стояло две задачи – повысить продажи в салонах и привлечь новых посетителей. Меня очень заинтересовала роль в этом освещения, и я начал производить различные опыты. В то время в Уфе вывески не подсвечивались совсем, либо подсвечивались с двух сторон обычными прожекторами с лампами накаливания. А для внутреннего освещения всем предлагали квадратные растровые светильники с ртутными лампами. Такие в большинстве офисов стоят – это обычное дешевое решение.
Мы смотрели варианты, общались с коллегами, и наконец, решили сделать световые буквы и повесить экспериментально на один из магазинов. Мы увидели, что в него резко увеличился поток посетителей. Вывеска стала красивой, привлекательной, мало того, что она выглядела дороже, чем все остальные зоомагазины, что позволило привлечь не только клиентов, но и даже поставщиков, которые хотели разместить там свою продукцию. Так появилось это направление, я им занялся помимо обычных рекламных обязанностей – заказа плакатиков, буклетиков, табличек. Мы начали делать акцент на освещение. Если общее освещение было в одном цвете, мы стали подсвечивать полки другим, отличающимся по цветовой температуре
- Кто-то так делал раньше?
- Да, ювелирные магазины. Их продукцию обязательно нужно было показать людям, иначе она просто не продается. Я подумал, почему бы это не транслировать на других товарных группах. Мы подсвечивали, в первую очередь, полки там, где товар мелкий, либо где надписи мелкие – это увеличило продажи примерно на 15%. Важно, чтобы весь акцент был на том, что ты продаешь, чтобы люди видели товар. Бывает в магазине смотришь, выбираешь, допустим, сумочку, вынес на солнечный свет - у нее совсем другой цвет…
- Это сумочка синяя или золотая?
- Да. Диоды позволяют показать то, как товар с витрины будет выглядеть и на солнечном свете. Одними из первых это оценили клиенты–обувные магазины и все, что связаны с торговлей цветными вещами.
- Диодные светильники были тогда редкостью, как решали вопрос?
- Мы открывали магазин за магазином, а когда диодов перестало хватать, я решил отказаться от посредников и заказывать напрямую у производителей. Так началась моя переписка с китайцами через интернет. Заказывал образцы, сравнивал качество, читал специальную литературу.
- Пришлось учить язык?
- Нет, китайский не учил, я и английский-то плохо знаю, да и китайцы в большинстве своем тоже. Поэтому общались с помощью он-лайн переводчика.
- Примерно друг-друга поняли…
- Примерно – да. А основные наши термины – люмены, ватты да доллары, они на любом языке понятны.
- Когда вы решили, что пора уходить в свободное плавание?
- Когда мы открыли тридцатый магазин зоотоваров, я понял, что мне стало тесно, и хочется расти. У меня был очень крутой шеф Джамиль Фазылович Валишин, я у него многому научился. Когда я сказал, что хочу уйти, он пожелал мне удачи. С другом Владимиром Атамановым мы открыли совместное предприятие, а «Ветна» стала одним из первых моих клиентов.
- Сколько денег вложили на первом этапе, пользовались ли кредитами?
- Первоначальные вложения – 25 тысяч рублей, это была часть моей последней зарплаты. За 15 тысяч я купил ноутбук. Владимир помог снять офис, сделал сайт и программу для ведения базы данных. Кредиты мы никогда не брали, всегда обходились своими средствами. Было время, к нам приходили инвесторы, предлагали вложиться, мы всем отказывали. Предприятие принадлежит только нам.
Первое время я работал как индивидуальный предприниматель, клиентами были, в основном, магазины. Когда мы получили возможность решать потребности крупных компаний, зарегистрировали ООО.
Наш офис, магазин и склады до сих пор находятся в аренде, нам так проще и удобнее, ведь мы еще растем и развиваемся. На федеральный уровень хотим выйти.
Почему заказывать в Китае – в разы выгодней
- Кроме вашей компании много ли игроков на осветительном рынке?
- Наши основные конкуренты - федеральные компании, которые торговали светом многие годы, имели опыт в бизнесе…
- Сети сильно прижимают, чувствуется давление?
- Я чувствую, что мне есть куда расти, а если сидеть и ничего не делать, то конечно, тебя задавят. Сетевые магазины любят закупать массово и недорого. Мы же берем у фабрик, которые, может, не выпускают так много, но у них есть какая-то фишка. Либо это большой срок службы, либо это цветопередача получше, либо это какая-то дизайнерская вещь. Ассортиментом мы и отличаемся.
- У вас был опыт разработки и производства собственной лампочки. Чем он закончился?
- Мы писали текст задания, размещали заказ на заводе в Китае, почтой получали заказы. Так работают сейчас многие, бренд находится в России, а фабрика китайская. Сейчас мы решили от этого отойти, «Лед-Урал» - это все-таки оптовая компания, мы придумали новый бренд, под ним мы будем выпускать продукцию. Сейчас идет сертификация, и она скоро появится на полках.
- А как получается, что заказывать в Китае - выгоднее?
- Дело в том, что в производстве диодов используется редкоземельные металлы, доля переработки которых примерно на 80% принадлежит Китаю. Вести эти металлы сюда в Россию и перерабатывать здесь будет существенно дороже. Пока мы тут один такой станок окупим, в Китае уже три поколения сменится, и каждое будет в разы эффективнее предыдущего.
Лампочка Ильича – в баню!
- Чувствуете, как в обществе меняется культура энергопотребления?
- Рассматривать использование диодов с точки зрения только энергопотребления не совсем верно. У диодов, кроме того, что они мало потребляют, масса плюсов, главное из которых их срок службы – порядка 40-50 тысяч часов. Поэтому их хорошо использовать, например, в светофорах - вероятность перегорания лампы уменьшается в десятки раз. Последние года три года в Уфе как раз идет эта работа.
Светодизайнеры ценят диоды за чистый спектр, то есть чистый синий, чистый зеленый. Какого надо цвета, такого и будет. Очень красиво на фасадах зданий смотрятся белый, синий и зеленый цвета, причем ночью они выглядят точно также, как и днем, без искажений. А еще диоды достаточно надежны, если выбрать хорошего производителя, то эта подсветка не на один десяток лет.
- Если говорить про выгоду, в чем экономический эффект?
Если сравнивать с обычной лампочкой «Ильича», то диод примерно в 9-10 раз эффективнее, а если с ртутными газоразрядными, они еще известны как «энергоэффективные», то примерно раза в три. Цены на них давно уже сравнялись. Во всем мире ртутное направление оно уже давно умерло, я не знаю почему в России начали его развивают до сих пор, это же тупиковая ветвь. Диоды - это новые технологии, и чем дальше, тем они становятся эффективнее, дешевле, долговечнее.
- За то время, что вы работаете в этом бизнесе, как изменилось качество диодов?
- Качество повысилось раз в пять, цена снизилась раз в десять. Надежность стала существенно выше. Единственное, что меня смущает сейчас на рынке, диоды падают в цене, не потому, что они стали массовые, а потому, что Китай наклепал на многие года вперед, и они скидывают их по бросовой цене.
- Это плохо?
- Это плохо. Люди берут дешевые, но не самые качественные диоды, они быстро перегорают, все потом возмущаются, что диоды - фигня.
- Обычные «лампочки Ильича» это все – прошлый век?
- Ну почему, я не против ламп накаливания, они тоже хорошо смотрятся при определенных ситуациях. Например, в парилках я до сих пор только их рекомендую, потому что там высокая температура и ничего другое не выдержит - взорвется.
Компания «Лед-Урал» основана в июле 2012 года в равных долях Дмитрием Данилевичем и Владимиром Атамановым. Уставной капитал – 10 тысяч рублей.
Основной вид деятельности: оптовая торговля производственным электрическим и электронным оборудованием, включая оборудование электросвязи
По данным сервиса «Картотека», выручка предприятия за три года выросла с 6,9 до 18,8 млн рублей. В 2013 году прибыль предприятия составила более 400 тысяч рублей, в 2014 году- 277 тысяч, в 2015 году достигла почти 2 млн рублей.
Данные за 2016 год официально не опубликованы. По данным самой компании, выручка составила около 30 млн рублей.