Марат Вахитов: «От налоговой службы невозможно скрыться»
Руслан Рахимов (телеканал РБК-Уфа): Марат Мусаевич, план на 2016 год удалось реализовать?
Марат Вахитов: В 2016 году управление добилось достаточно хороших результатов, общий сбор в консолидированный бюджет Российской Федерации на территории нашей республики обеспечен в сумме 280 млрд. рублей, сбор в консолидированный республиканский бюджет обеспечен на уровне более чем 120 млрд. рублей. Рост к 2015 году - 9%. В региональный бюджет собрано примерно 12 млрд. дополнительных доходов по отношению к позапрошлому году.
Рушана Ибраева: За счет чего произошел рост? Производство существенно не выросло. Вы начали лучше собирать налоги, увеличилась налоговая база?
Марат Вахитов: Прежде всего, это результат взаимодействия всех уровней власти, межведомственных взаимодействий всех территориальных органов федеральной власти - Росреестра, ГИБДД и многих других поставщиков информации налоговым службам.
Надо понимать, что сама контрольная работа имеет кроме прямого воздействия и кумулятивный эффект, дисциплинирующий, повышающий уровень ответственности налогоплательщика, что выражается в динамике поступлений. В 2016 году нами было доначислено около 4,3 млрд. рублей, из которых на сегодняшний день 3,3, то есть 80% млрд, уже взысканы. При этом количество проверок существенно снизилось – совсем недавно мы проводили около двух тысяч проверок в год, а в прошлом году мы провели 605 выездных налоговых проверок, однако мы добились гораздо большего результата и в доначислениях, и во взысканиях, и это выражается не единицами процентов, а десятками.
Рушана Ибраева: А бизнесмены часто жалуются на то, что количество проверок не уменьшается. Возможно налоговых действительно не становятся больше, но есть и различные дополнительные параметры, которые проверяют все чаще. Ваше видение, насколько бизнесу сейчас стало легче в части проверок или тяжелее?
Марат Вахитов: Это не касается налоговых органов. Сегодня мы не беспокоим лишний раз бизнес, проверка в основном ведется во многом с помощью централизованных федеральных информационных ресурсов. Мы сегодня имеем возможность рассматривать финансовую хозяйственную деятельность, экономические результаты деятельности наших налогоплательщиков, отслеживая все цепочки их взаимосвязей с другими контрагентами по всей Российской Федерации. Эти ресурсы централизованы и всеобъемлющи, их количество с каждым годом становится все больше. Например, счета-фактуры сегодня все налогоплательщики России обязаны предоставлять в электронном виде, в единый информационный банк федерального уровня. Мы видим все движения товаров и услуг, видим от начала и до конца всю добавленную стоимость, и сегодня нам гораздо проще отслеживать надуманные цепочки, деятельность так называемых фирм-однодневок.
Рушана Ибраева: А сколько фирм-однодневок в 2016 году вы выявили?
Марат Вахитов: Всего у нас на учете стоит около 88 тысяч организаций-налогоплательщиков и примерно такое же количество индивидуальных предпринимателей, вместе где-то 170 с лишним налогоплательщиков. Из всего этого массива, из 88 тысяч организаций, около 20% не сдают отчетность, это как раз та плохая среда, в которой создаются все эти нехорошие вещи – уклонение от налогов, в частности. 20% - очень большая цифра, из них около 90% более года не сдают налоговую отчетность, и из этих 90% около 60% еще имеют задолженность. В общей сумме совокупная задолженность таких субъектов около 608 млн рублей. Это самый плохой контингент для налогового контроля, но ввиду того, что наши информационные ресурсы становятся все более качественными, мы успешно с ними боремся. Сегодня все меньше применяют простые схемы, типа создания промежуточных фирм, сейчас схемы более изощренные. Они касаются больше лазеек в законодательстве, двоякого толкования тех или иных норм.
Приведу цифры. В 2014 году мы спорили на сумму 877 млн. из тех многочисленных сумм, которые мы доначисляли, в 2015 году мы спорили на 262 млн. а в прошедшем 2016 году мы спорили всего лишь на 77 млн. рублей. Это говорит о том, что доказательная база сегодня более качественно собирается, у бизнеса уже все меньше возражений и сомнений по решениям налогового органа. В количественном выражении – в 2014 году было около 340 споров, в 2015 году – 230 споров, а в 2016 только 90 споров по количеству исков. Я думаю, эти цифры сами за себя говорят, позиция налогового органа все более и более обоснована, все более комфортна для налогоплательщиков, а все сомнения решаются в пользу налогоплательщиков.
Руслан Рахимов: Марат Мусаевич, сегодня бизнес активно обсуждает переход на ККТ- онлайн, это контрольно-кассовая техника, которая все данные передает через интернет напрямую в Федеральную налоговую службу.
Марат Вахитов: Это очень актуальная тема, она, кстати очень четко увязана с теми моментами, которые мы с вами только перед этим обсуждали, те же самые не отчитывающиеся 20% из 88 тысяч организаций.
Суть в том, что государство будет видеть в онлайн режиме каждую сделку, каждое поступление денег по рознице, по каждой оказанной услуге. Надо сказать, что мы и так сегодня видим эту информацию, отслеживая движение по расчетным счетам. Мы и так задаем вопросы тем, кто не сдает отчетность. Когда будет онлайн информация о каждой покупке, можно будет конкретно каждому, не сдающему отчетность, сразу же задать вопрос, даже без организации выездных налоговых проверок, что очень трудоемко и затратно для бюджета. Невозможно будет скрыться.
Рушана Ибраева: Насколько это будет дорогой проект и для государства, которому нужно будет отслеживать большой объем информации и создавать для этого инфраструктуру, и для бизнеса, который должен будет обеспечить все эти условия взаимодействия с вами.
Марат Вахитов: Действительно, в обсуждениях, которые сейчас идут, бизнесмены говорят, что им придется нести дополнительные затраты для выполения этого закона. Тут хочется привести простой бытовой пример – каждый бизнесмен имеет дорогой смартфон, он же не задается вопросом, зачем ему нужен коммуникатор для ведения его бизнеса. А это практически можно сравнить по сложности, по технологии с применением онлайн ККТ. ККТ – это инструментарий работы, и кстати, в законопроекте уже заложен размер налогового вычета (предварительно 18 тысяч рублей) по расходам на приобретение этой аппаратуры.
Руслан Рахимов: Еще одна тема - переход на единый социальный страховой вычет взнос...
Марат Вахитов: Переход на администрирование страховых взносов Федеральной налоговой службой, конечно, вызовет увеличение нагрузки для наших специалистов, объем расчетов по страховым взносам очень большой. Но технически мы легко справимся, для нас это совершенно не новая сфера, мы администрируем НДФЛ, а налоговая база по страховым взносам та же.
Для бизнеса этот переход вызовет облегчение, так как вместо четырех форм расчетов в разные фонды нужно будет сдавать расчет в единой форме в одну инспекцию.
Рушана Ибраева: Как вы оцениваете налоговый климат Республики Башкортостан? Он благоприятный для бизнеса? Есть ли такая проблема, что предприниматели из Башкирии регистрируют свои предприятия в соседних регионах, потому что там более благоприятный климат?
Марат Вахитов: Я не думаю, что условия для бизнеса существенно различаются по регионам в России – мы действуем в рамках Федерального законодательства. Конечно, многое зависит от мощности, от отраслевого профиля экономики каждого региона, но в сопоставимых с нами регионах уровень обеспечиваемых доходов бюджета примерно одинаковый. Но очень большая роль у органов местного самоуправления, регионального руководства в создании отдельных преференций, что и может создать несколько отличающиеся условия. Существенное отличие может быть только, если законодательно закреплены такие понятия, как особые экономические зоны. Но тут речь уже идет о крупном бизнесе, а мелкие предприниматели не могут рассчитывать, что, перейдя на налоговый учет в соседнем регионе, они получат какие-то гарантированные определенные льготы. При этом, сегодня уже 70% всех зарегистрированных субъектов бизнеса и предпринимателей и организаций работают по упрощенной системе налогообложения. В этом режиме контроль очень щадящий.