Ирек Мухаметдинов: «Не надо ждать от аграриев быстрых результатов»
Рушана Ибраева (сайт РБК-Уфа): Ирек Радилович, сельское хозяйства получило, пожалуй, наибольшие возможности для развития в связи с продуктовыми санкциями и сегодняшней экономической ситуацией в целом. Воспользовались ли аграрии этими возможностями, насколько выросло сельское хозяйство, и можно было бы ли расти быстрее?
Однозначно, стало больше возможностей, и мы ими пользуемся. Появились свободные места на рынке, выросли цены на продукцию. Одновременно с этим появились и проблемы, например, существенно выросла в цене сельскохозяйственная техника. В целом рентабельность агрокомплекса растет, но не так сильно, как хотелось бы.
При этом надо понимать, что агарный сектор не может быстро реагировать на возможности, нужно время, чтобы оценить эффект – ведь любые вложения в сельское хозяйство – проекты долгосрочные. И некоторые аграрии уже волнуются, не отменят ли в скором времени санкции. Сейчас производители сыра, к примеру, наращивают производство – у нас работает один из крупнейших производителей в стране – Белебеевский комбинат. Они завоевывают рынки: Сибирь, Дальний восток, центральная Россия, Петербург… Если в ближайшее время на рынке появятся дешевые западные сыры, это будет проблема для наших производителей. Поэтому какая-то защита нашего продовольственного рынка в будущем все равно будет необходима.
Р.И.: Этот страх мешает притоку инвестиций?
Слово «приток» я бы использовал осторожно. Вместе с санкциями вопрос инвестиций стал более сложным. Сейчас основные инвесторы – россияне, и это не только те, кто традиционно занимался аграрным бизнесом, но и инвесторы из непрофильных отраслей. Мы сейчас чувствуем, что проявились новые идеи по тепличному хозяйству, молочному производству и переработке молока, есть предложения по мясу.
Справочно
Инвестиции в основной капитал за 2015 год составили около 7,5 млрд. рублей. К концу 2015 года завершено строительство двух крупных инвестиционных проектов: «Башкирская мясная компания» (Чишминский, Благоварский районы), вложено инвестиций 10,1 млрд. рублей, создано 529 новых рабочих мест, производится 25 тыс. тонн свинины в живом весе; «Уфимский селекционно-гибридный центр» (Благоварский район), вложено 1,2 млрд. рублей, создано 60 новых рабочих мест.
За I квартал 2016 года в перечень приоритетных проектов республики включены 2 проекта: «Благоварский селекционно-генетический центр», «Элеватор».
Ведется реализация 9-ти крупных инвестиционных проектов: «Башкирский бройлер», «Октябрьское», «Чекмагушевский молочный завод», «Уфагормолзавод», «Турбаслинские бройлеры», «Уральская мясная компания», «Уфимский комбинат хлебопродуктов». Суммарный плановый объем финансирования этих проектов составляет более 18,8 млрд. рублей.
Р.И.: Ирек Радилович, один из основных моментов, за которые критикуют сельское хозяйство, это неэффективное расходование субсидий. В феврале на коллегии в министерстве сельского хозяйства он сказал буквально следующее: «Субсидии расслабляют сельхозпроизводителей». Что вы планируете изменить в программах поддержки? Будут ли он более точечными и целевыми?
Мы уже ввели дифференциацию господдержки. Сейчас государство поддерживает те хозяйства, которые движутся в правильном направлении, выполняя, по сути, функции паровозов. Тем, кто тянет за собой остальных, тяжелее всего.
Справочно
В 2015 году на государственную поддержку АПК выделено 6,6 млрд рублей, в том числе за счет федерального бюджета 4,0 млрд рублей, за счет бюджета РБ – 2,6 млрд рублей.
В 2016 году на государственную поддержку АПК выделено 5,1 млрд рублей, в том числе за счет федерального бюджета 3,6 млрд рублей, за счет бюджета РБ – 1,4 млрд рублей.
Ставки субсидий по зерновым и зернобобовым культурам дифференцируются в зависимости от урожайности культур. Те хозяйства, которые обеспечили рост урожайности зерновых и зернобобовых культур по сравнению со средней урожайностью по природно-климатической зоне, получают субсидии по ставкам, увеличенным на 25%.
В 2016 году ставки субсидии на молоко будут дифференцированы в зависимости от продуктивности коров.
К конкурсу на субсидии на приобретение техники будут допускаться только те хозяйства, которые обеспечили по итогам 2015 года рентабельность не менее 11% и прирост производительности труда в 2015 году не менее 4% по сравнению с предыдущим годом.
Не соглашусь с тем, что субсидии работают неэффективно. Поскольку, как я уже говорил, вложения в сельское хозяйство долгосрочные, оценивать эффект через год неправильно. Сейчас мы сумели остановить падение производства, которое наблюдалось несколько лет назад. Начали восстанавливать компетенции, которые терялись: в какой-то момент отрасль перестала правильно развиваться, скорее развитие перешло в демонстрационную плоскость, а не в реальную.
Например, программа 500 ферм уже дает эффект, и будет давать еще больший. Мы может, не сделали 500 ферм, а только половину, но они реально работают. Хорошо поддержали производителя и по приобретению техники. Сейчас современный комбайн стоит 50 млн рублей. Благодаря республике аграрии приобретали свеклоуборочные комбайны за 12-15 млн рублей.
Светлана Лосева (Телеканал РБК-Уфа): Сельхозтоваропроизводители заинтересованы в создании логистических центров. Предполагается, что это повысит эффективность производства и сбыта продукции. Почему ранее работа в этом направлении велась слабо?
Проблема, как всегда, в финансовой поддержке. Сейчас работа по созданию логистических центров ведется на уровне частной инициативы, системно вопросы не решаются. При этом распределительные центры нам очень нужны. Так сложилась структура сельского хозяйства республики, что она состоит из небольших фермерских хозяйств и сельхозпредприятий. Крупных компаний немного. Нам нужны структуры, которые бы скупали продукцию у фермеров и транслировали бы в торговые сети и на экспорт, проведя небольшую предпродажную подготовку. Такие идеи есть, но темпы их внедрения, пока, сожалению, слабые.
Р.И.: Как республика готовится к международному конгрессу пчеловодов Апимондия? Есть ли у нас шансы принять это мероприятие в 2021 году? И поедет ли наша делегация с следующем году на Апимондию в Турцию?
Работа ведется. Планируются и визиты делегации республики в Турцию: какие бы отношения между странами не были, мы будем заявляться и сотрудничать. На 2021 год у нас шансы, безусловно, есть, и немаленькие. Но чтобы громко заявляться на международном уровне, надо заниматься развитием отрасли здесь, в регионе. Прежде всего, необходимо начать реализовывать экспортный потенциал. Сейчас мы поставляем мед в несколько стран, но штучно, счет идет на килограммы. (Ранее РБК-Уфа писал, что для поставок меда, например, в Китай аккредитовалась только одна компания из Башкирии). Даже Украина в своей непростой ситуации выходит в лидеры по поставкам меда в Европе.
Р.И.: Федеральную поддержку в этой сфере вы ощущаете?
Пока в системном формате она не реализована. Сейчас готовится новый закон о пчеловодстве, если он будет принят, то надеюсь, работа пойдет активнее. Но целиком на федеральную поддержку нам не нужно рассчитывать, нужно самим работать. У нас много активных пчеловодов, они сами находят рынки сбыта, как в России, так и выходят на экспорт. Мы работаем по Апимондии не только в части подачи заявки – работаем над повышением узнаваемости бренда республики.
Р.И.: Будет ли кому реализовывать все эти планы по развитию агарного сектора республики? Одна из проблем, которую называют фермеры – это кадровый голод на селе...
У нас 1,5 млн сельского населения – в других регионах этого нет. Люди на селе есть, не хватает компетенций. Нет комплексной системной программы в области сельхозобразования. Например, сегодня без искусственного осеменения невозможно получать достаточный объем молока и обеспечивать равномерные высокие удои. Летом молока слишком много, зимой слишком мало, а искусственным осеменением это можно регулировать. Но специалистов не хватает. Зарплата там не маленькая – 45-50 тысяч. Может, не все знают об этом. Поэтому нужна системная работа и по информированию граждан, и по обучению. Потенциал у нас огромный – его надо реализовать, и мы над этим работаем.
Справочно
В целом по отрасли среднемесячная номинальная заработная плата за январь-февраль 2016 года составила 14480,3 руб. Это на 5,6% больше аналогичного уровня прошлого года, но пока одна из самых низких в реальном секторе экономики.
По данным Башкортостанстата по состоянию на 1 апреля 2016 г. просроченная задолженность по заработной плате работникам сельского хозяйства республики отсутствует.
Численность работников в АПК республики ежегодно сокращается на 5-7%. В 2011 году эта цифра составляла 100 тысяч человек, в 2015 - уже 75 тысяч человек.
Численность руководителей сельскохозяйственных организаций за период с 2011 года по 2015 годы снизилась на 28,6%, главных специалистов – на 31,9%.