Сергей Новиков: «Нужны креативные идеи для настроения людей и инвесторов»
Сергей Владимирович, в прошлом году Республика Башкортостан в рейтинге инвестиционной привлекательности АСИ заняла 20-е место, поднявшись сразу на 20 пунктов. В этом году результатов пока нет – тестирование еще идет. Как Вы объясните резкий скачок прошлого года? И на какие результаты рассчитываете сейчас?
Резкий скачок объясняется тем, что мы систематизировали и выстраивали работу в республике в соответствии с требованиями стандартов Агентства стратегических инициатив. Само агентство предоставило нам много методических материалов, что оказало если не решающую, то ключевую роль. Секрет успеха был в том, что мы четко следовали всем рекомендациям и добивались по каждому показателю необходимых результатов. Мы создали проектный офис, и командой буквально из 18-20 человек отрабатывали каждое направление и каждую контрольную точку этого рейтинга, а он состоит из 45 показателей.
Я не могу сказать, что мы довольны этой позицией, мы считаем, что есть куда добавлять. Но с каждым годом приходится все сложнее и сложнее, потому что не один Башкортостан пытается динамично развиваться, все регионы сегодня внимательно смотрят на этот рейтинг, все добавляют. В этом году мы хотим войти в 10-ку. Пока не могу прогнозировать, удастся ли нам, могу лишь сказать, что правительство принимает, на мой взгляд, достаточно много мер, для того чтобы позиция Башкортостана оказалась не на 20-м месте, а выше.
Рейтинг – это же не самоцель. На что повлиял скачок прошлого года и во что в конечном итоге выльется возможный рост нынешнего?
Конечно, рейтинг – это не самоцель, тем не менее, это средняя температура по палате. Важно, чтобы бизнес, общество чувствовали улучшение. Рейтинг рассматривается из позиции эффективности действий институтов развития. Там есть вопросы, связанные с совершенствованием законодательных актов, с подключением к сетям. Учитывается увеличение доли оборота субъектов малого предпринимательства, то есть важно нарастить их количество и абсолютные показатели. Вся эта совокупность должна быть эффективно построена, и эффективно работать, а конечная цель – чтобы бизнес хотел вкладывать инвестиции в регионе и развиваться здесь.
Какие факторы, характерные для Башкирии, способствуют росту инвестиций, а какие – наоборот? И что с этим делать?
С одной стороны, мы можем сказать, что ничего не мешает – у нас удачное географическое положение, в то же время, определенная географическая удаленность республики от столицы, от Европы. Между Уфой и Москвой - 2 часа перелета, это существенное расстояние. Но я считаю, что дело не в расстоянии и не климатических условиях – понятно, что мы не Краснодарский край. Я недавно встречался в Москве с президентом и основателем группы компаний «Технониколь», они имеют опыт развития производств на Урале, в Краснодарском крае, на Дальнем востоке. И он сказал, что на Урале – более ответственные и более переживающие за свое дело люди, что гораздо проще вести бизнес, опираясь на наш менталитет. И хотя мы привыкли себя критиковать, я считаю, что не надо нам посыпать голову пеплом.
Заключению больших контрактов предшествует огромное количество переговоров и договоренностей. Самое важное в деле инвестиций, я считаю, - это умение выполнять договоренности и быть последовательным.
Были такие случаи, когда инвесторы хотели зайти в Башкирию, но не сложилось: долго тянулся процесс согласования, были еще какие-то препоны. И они сказали: «Нет, мы в Башкирию больше не придем». Вы анализируете такие случаи, наказываете кого-то?
Любой опыт всегда полезен. У нас нет какой-то огромной школы у всех за спиной, нельзя сказать, что мы все опытные переговорщики. Мы каждый день учимся, наступая на собственные ошибки. Конечно, обидно, когда мы проигрываем какие-то битвы, но это не критично. Важно не останавливаться, идти вперед, опираясь на тот горький опыт, который у нас есть. И мы идем достаточно неплохими темпами. В прошлом году инвестиции в основной капитал составили 104,2% это лучший темп в Приволжском федеральном округе. По инвестициями на душу населения мы занимаем 2 место.
Чьи это инвестиции, в основном?
Учитываются все инвестиции: и внутренние, и внешние. Очень сильно добавил крупный бизнес. Инвестиции крупного бизнеса выросли почти на 10%, а малого - где-то на 1,3%. Это свидетельство того, что с малым бизнесом необходимо взаимодействовать более аккуратно и тонко. Он более раним, пуглив, и важны очень четко настроенные механизмы защиты бизнеса, механизмы развития, потому что объем средств у него не настолько велик, чтобы маневрировать. И пока неизвестно что лучше: один-два крупных проекта, или миллион маленьких проектов, но эффективно работающих.
Какими механизмами можно мотивировать внутреннего инвестора вкладываться в экономику региона?
Механизмы мотивации на самом деле здесь могут быть совершенно разные. Универсальных рецептов нет. Что одному хорошо – другому не очень.
Как инвесторам поднять настроение?
Мы должны развивать собственную уверенность в том, что мы все делаем правильно, правильно развиваемся. В то же время мы должны понимать проблемы на местах, иметь обратную связь от бизнеса для того, чтобы действительно эффективно, точечно влиять и нивелировать те сложные процессы, которые мешают бизнесу. На это направлена огромная работа наших коллег – у нас целый комитет по предпринимательству, огромные инициативы идут из федерального центра, в том числе по моногородам.
Здесь важно создавать территории, где хочется жить. Показательный пример – что мы создаем в Кумертау. Кроме развития инвестиционных проектов важно благоустройство среды, например, креативные студии для молодежи, дружелюбный рецепшн на регистратуре поликлиники, электронные очереди, скверы, аллеи. На желание остаться в городе влияет много факторов, даже зарплата не играет определяющую роль. Например, мы отстаем в том, что у многих людей потерян вечер – они не знают куда пойти, куда сводить детей. Вспомните, как повысили настроение мероприятия в рамках саммита ШОС и БРИКС – гулять в городе захотелось. В прошлом году мы с женой купили велосипед и начали по центру вечерами ездить. Зачастую даже не нужно больших капиталоемких решений, нужны креативные решения.
Институтов поддержки бизнеса много, не размывает ли это ответственность? Как вы оцениваете работу институтов по привлечению инвесторов?
С одной стороны, я согласен, сегодня эта критика звучит и на федеральном уровне – и там огромное множество институтов. Хотелось бы, я обращаю эту критику к себе, структурировать поддержку институтов. Чтобы было понятно куда, зачем ходить, ведь иногда можно просто ходить по кругу. Пока нам, и прежде всего, себе, я ставлю оценку «удовлетворительно» в этой части, потому что многое еще нужно сделать.
Не воспринимает ли часть инвесторов нас просто как новый рынок сбыта либо площадку, где можно разместить не самые высокотехнологичные производства? Вы предъявляете встречные требования к инвестору, который собирается сюда зайти?
Мы сегодня работаем над совершенствованием законодательства, и ставим все-таки задачу создавать высокопроизводительные рабочие места. Но эта палка о двух концах – будут у нас работать одни роботы, и у нас есть такие очень высокотехнологичные предприятия, тот же «Технониколь» - на большом предприятии трудятся всего 200 человек, а производится, по-моему, продукции на сумму более 3 млрд рублей. Поэтому везде ключевой критерий для проектов – создание новых рабочих мест. Только в рамках программы «Моногорода» по нашим шести моногородам мы за два года должны создать девять тысяч рабочих мест.
Мы оцениваем экономическую, социальную, экологическую, бюджетную эффективность проекта. Не должно быть так, что мы создали предприятие, которое зарабатывает, производит прибыль, а в конечном счете никакого эффекта для экономики Башкортостана нет.
Например, когда большие торговые сети приходят в регион, они платят налоги?
Готовясь к сегодняшнему интервью, я специально позвонил в министерство финансов. Все филиалы торговых сетей, зарегистрированные на территории Республики Башкортостан, платят у нас налоги, а по итогам прошлого года даже есть 20%-ый рост таких поступлений. С одной стороны, говорят, что большой магазин как пылесос выкачивает доходы нашего населения, но я хочу отметить и другую сторону: никто не мешает нашему малому бизнесу попадать на прилавки этих сетей. То, что мы не можем попасть, это потому, что зачастую не выдерживаем требования качества, которые предъявляются крупными сетями. И это совместная задача бизнеса и государства – сделать наших «малышей» более конкурентоспособными. Но только одним административным рычагом это не добиться. Невозможно покупать только башкирские товары. Я думаю, вы сами знаете, когда идете в магазин вы покупаете то, что вкусно и то что хочется, но бывают случаи, когда не берешь товар нашего производителя, потому что просто невкусно. За этим балансом следит уже рынок.
Еще немного цифр. Мы находимся на 36 месте по валовому региональному продукту на душу населения и задача к 2030 году войти в 10-ку. За счет каких ресурсов это будет делаться, учитывая, что с нефтью ситуация непонятная, и внешних инвесторов у нас не так много?
Мы традиционно будем работать с крупным бизнесом: это и ТЭК, и машиностроительная, и строительная отрасль, безусловно мы будем рассчитывать и на внешних инвесторов, и сегодня очень много для этого делаем. В то же время мы хотим, чтобы именно наш житель не оставался в стороне, чтобы он вкладывал свои средства в развитие своих предприятий. По разным оценкам у жителей республики на счетах в банках есть от 300 млрд рублей. Эти средства – мощнейший инструмент, который должен работать на благо экономики. Сугубо личное мое убеждение – мы можем очень хорошо добавить, если будем активно развивать субъекты малого предпринимательства – здесь заложен огромный потенциал.
Смотрите также видеоверсию интервью:
Одежда ведущей предоставлена маркой МADYART