Фоторепортаж с бизнес-завтрака «Бизнес и СМИ: друзья или враги?»
На очередном бизнес-завтраке телеканала РБК-Уфа обсуждали проблемы взаимодействия бизнеса и СМИ. Могут ли СМИ стать драйвером в развитии бизнеса? Боится ли бизнес высказывать свою открыто позицию в СМИ или просто не считает, что этим можно на что-то влиять? Представляем вашему вниманию самые яркие цитаты представителей бизнеса и ведущих деловых средств массовой информации Башкирии, прозвучавшие на бизнес-завтраке.
Влияние СМИ на решение проблем бизнеса ограничивается 20-тью процентами
Рустем Ахмадинуров, директор Филиала РГСУ в Республике Башкортостан
Есть несколько инструментов защиты предпринимательства. Это механизмы, которые задействуют политические партии, различные общественные организации, государственно-общественные институты и, наконец, СМИ. На мой взгляд, степень влияния СМИ на решение проблем предпринимателей составляет 20%. При этом на местном, муниципальном уровне предприниматель практически не защищён никак. Ни одно местное (районное) СМИ ничего не напишет, пока глава района этого не разрешит. Но на уровне региона интересы бизнеса могут защищать ведущие деловые СМИ, такие как «Коммерсант» и РБК.
Сегодня 80% проблем решаются на уровне договоренностей и наличия кого-либо во власти, кто может поддержать бизнесмена. Если мы повысим степень влияния СМИ хотя бы до 50%, мы сделаем большой шаг вперед. Пока мы находимся в самом начале, и государство заинтересовано в развитии бизнеса на словах, а на деле каждому важнее свой интерес.
Смогли создать положительный образ предпринимательства
Вячеслав Гилязитдинов, председатель комитета по предпринимательству и туризму
Не соглашусь с тем, что власть не заинтересована в развитии бизнеса. Государство и власть – это общее понятие, а если мы посмотрим глубже, то увидим, что в каждом случае это конкретные чиновники, это люди. И если целевой показатель эффективности у них – количество проведенных проверок и собранных штрафов, то хоть что делай, они будут работать только в этом направлении, потому что другого показателя эффективности нет. Если же система показателей выстроена правильно, то абстрактная заинтересованность в развитии бизнеса превращается в реальные дела. Например, одни из основных маркеров нашей работы – это количество субъектов малого бизнеса в регионе и тот оборот в республиканском ВВП, который эти субъекты создают. Эти две цифры постоянно на контроле. А теперь и каждый район отвечает за эти цифры.
Несколько лет назад, когда создавался комитет по предпринимательству, по данным социологических опросов заниматься своим бизнесом хотели 2-4% молодых людей. Одна из причин такого низкого интереса к предпринимательству – в основном отрицательный образ бизнесмена, в создании которого не последнюю роль играли СМИ. И мы первой задачей поставили пропаганду предпринимательства и выделили на это большие бюджеты. Прошло полтора года, и теперь опросы показывают, что среди активного населения 5,9% уже имеют бизнес, 2,5% собираются открыть в ближайшее время. И 25% при определенных условиях могли бы открыть свой бизнес. Мы с вами вместе смогли переломить ситуацию. Спасибо всем, кто освещает бизнес положительно.
Опубличивание своих проблем ведет к отрицательному результату для бизнеса
Тимур Лукманов, ОПОРА России
Почему предприниматели не хотят говорить о проблемах в СМИ? Потому что часто это не дает результат. Как правило, результат можно получить путем достижения определенных договоренностей, а публичное озвучивание проблемы скорее приведет к отрицательному результату. Особенно на муниципальном уровне, где вся власть находится в руках администрации. И здесь решение вопросов через СМИ практически невозможно. Это вопрос выживаемости бизнеса.
Поднимитесь над рынком - и станете интересными
Рушана Ибраева, главный редактор сайта РБК-Уфа
Бизнес очень нужен СМИ в качестве спикеров и экспертов, которые могут подняться над рынком и рассуждать об институциональных проблемах. Мы охотно освещаем проблемы предпринимателей, если это не просто не локальный конфликт хозяйствующих субъектов, а системная проблема, которую нужно решать на государственном уровне.
О проблемах бизнеса должны говорить организации, созданные для его поддержки
Наталья Павлова, главный редактор газеты «Коммерсант»
На мой взгляд, опубличивание проблемы является первым шагом к ее решению. Но здесь надо понимать, что многое зависит и от того, кто озвучивает спорный вопрос и как эту информацию подает. Гораздо эффективнее, когда о проблеме рассказывает не только сам предприниматель, но и общественная организация, которая создана для его поддержки, например, ОПОРА. Она может сформировать статистику, сделать обобщение и предоставить информацию о конфликте как об общей проблеме.
Умелая встречная работа с СМИ помогает бороться и информационным рейдерством
Айдар Муллануров, судебное агентство «Барристер»
Могу привести пример из своей юридической практики, связанный с информационным рейдерством: в одном из ресторанов отравился клиент, и тут же в ресторан приехали представители некоторых СМИ, которые предлагали сделку – отказ от освещения случаев отравления в обмен на крупные закупки рекламы в этих СМИ. Ресторан тогда на сделку не пошел, а обратился в другие СМИ с просьбой осветить факт шантажа. Это пример того, как умелая встречная работа с СМИ помогает решать проблемы – с партнерами, чиновниками…
Лилия Чанышева, представитель компании «Deloitte»
Мы используем СМИ как канал для демонстрации своей экспертизы, а СМИ, в свою очередь, получают от нас качественный контент. Наше сотрудничество полностью бесплатно и взаимовыгодно.