Фоторепортаж с бизнес-завтрака «Лоббировать нельзя проиграть»
Коррупция - кровь экономики?
Андрей Назаров, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», специальный представитель Президента Республики Башкортостан по инвестиционному сотрудничеству
Нужно различать понятия коррупция и лоббизм. По словам некоторых бизнесменов, с которыми мы общаемся в кулуарах, коррупция в стране – это как кровь в организме. Если ее уничтожить, все встанет, потому что у тех, кто принимает решения, не будет стимулов что-то делать. Но ведь есть и положительные примеры. Во время подготовки к саммитам ШОС-БРИКС в Уфе обошлось без коррупции – все быстро согласовывалось и решалось, потому что был стимул делать дело.
Лоббизм в моем понимании – это возможность решать вопросы цивилизованно, не прячась. Сейчас в стране есть четыре организации, которые официально занимаются лоббированием интересов бизнеса: «Деловая Россия», «Опора», РСПП и ТПП. У них есть заметные успехи, можно говорить о том, что официальный лоббизм работает. Кроме того, все предприниматели, которые идут в политику, становятся по своей сути лоббистами интересов бизнесменов, и я желаю им успеха на этом попроще.
Если бы у нас был принят закон о лоббизме, как во многих цивилизованных странах, то бизнесмены оперировали бы не взятками, которые тайно дают тем, кто принимает решения, а был бы открыт счет, и было бы понятно, кто за что перечислил средства – так появился бы институт профессиональных лоббистов. Пока такого закона нет, наша с вами задача – выстраивать отношения максимально прозрачно.
Власть и бизнес существуют отдельно
Рафаиль Гибадуллин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан
С одной стороны кажется, что сегодня для бизнеса создаются новые возможности, в том числе в связи с санкциями, но с другой - мы видим отсутствие молодежи в бизнесе, падение настроения, стагнацию и уменьшение количества субъектов малого бизнеса.
Пример. Мы вроде бы добились того, что плановые проверки бизнеса стали реже, но появилось вдвое больше внеплановых проверок. Причем, они сейчас открыто инициируются под различными предлогами, например, летний период опасен возможными отравлениями и т.п. Далее, более 60% обращений предпринимателей к нам – по вопросам оптимизации контрольно-надзорной деятельности. Сейчас можно легко возбудить уголовное дело в споре между партнерами по заявлению одного из них.
Сегодня власть существует как отдельная структура, и отдельно существует общество, в т.ч. самая креативная часть – предприниматели, которые заинтересованы в развитии экономики и своего дела, в создании рабочих мест, которые формируют налоги и благосостояние общества. И нет системы, которая бы защищала интересы этой важной части общества.
Мы, институт уполномоченных по защите прав предпринимателей, участвуем в оценке регулирующего воздействия, но при принятии законов наши пожелания не учитываются.
Нам надо прийти к единому пониманию стандартов и процессов, вернуться к планированию и постановке конкретных задач властям. Хороший пример – рейтинг АСИ, когда были заданы параметры, мы по ним получили низкие оценки, поняли свои ошибки и над ними поработали, улучшив свои показатели в 2 раза.
Переименовать лоббистов в защитников
Владислав Гриб, вице-президент федеральной палаты адвокатов:
Мы все в какой-то мере лоббисты. Президент лоббирует интересы страны на международной арене. Мы лоббируем интересы семьи, компании, губернатор – интересы региона. Но само слово «лоббист» у нас не любят. Если бы его заменили на защитников интересов и прав, это бы красиво это звучало. Есть общественные отношения, которые существуют независимо от того, хотим мы этого или нет. И если они есть, их надо узаконивать. Закон о лоббизме лежит с конца 90-х и до сих пор не принят. Мы боремся с коррупцией, но это ни к чему не приведёт, если мы не дадим возможность легально защищать свои права.
Я хочу остановиться еще на эффективности нашего законодательства. Мы сегодня переплюнули СССР по количеству законов. Это хорошо для нас, юристов – люди путаются в законах, не понимают их, и мы можем зарабатывать деньги. Но факт того, что депутат за один день может принять 160 законов, вызывает улыбку. А без качественной законодательной работы невозможно выстроить нормальную экономику.
Лоббизм нарушает свободную конкуренцию
Азат Фазлыев, президент торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан
Лоббизм нарушает главный принцип бизнеса – свободную конкуренцию, потому что благодаря ему кто-то получает исключительные условия. Точно также мы негативно относимся к серому бизнесу, потому что те, кто платит зарплату в конвертах, также находятся в неравных с остальными конкурентами условиях.
У ТПП нет проблем в коммуникациях с властью, мы хорошо встроены в механизм взаимодействия с исполнительной властью, работаем на кухне, где создаются инициативы. И мы видим, что со стороны власти двери открыты. Но проблема в другом – нужно работать с властью в том формате, в каком работает она сама. По своему опыту могу сказать, что, когда мы грамотно формулируем свои предложения, то практически в 100% случаях они принимаются. Современный чиновник очень грамотен. Он хорошо знает нормативную часть. И мы проигрываем часто в элементарном споре из-за того, что хуже подготовлены.
Поэтому надо формировать отраслевые союзы, привлекать профессионалов, а для этого, вместо копеечных взносов формировать бюджеты этих организаций серьезными суммами. Бизнесу нужно объединяться и профессионально подходить к отстаиванию своих интересов. Чем быстрее мы соорганизуемся, тем быстрее будет эффект от этого процесса.
Кроме того, мне кажется, очень важна роль СМИ в опубличивании фактов теневого лоббизма. На многих чиновников гласность действует гораздо более сильно, чем боязнь наказания.
Гузэль Асылова, госкомитет по торговле и защите прав потребителей Республики Башкортостан
Говорить о том, что лоббировать интересы местных производителей очень сложно – неправильно. Есть масса механизмов, позволяющих отстаивать интересы отрасли или конкретной организации. Яркий пример – создание проекта «Продукт Башкортостана», благодаря которому наши производители получают новые возможности.
Строителям нужно свое лобби
Александр Бауцкий, директор ООО КТП «Стройтехмонтаж»
Давайте говорить на конкретных примерах. Возьмем, к примеру, строительную отрасль. С 2017 года мы, строительные организации, будем обязаны перечислять в фонд, занимающимся обманутыми дольщиками, 1% от кадастровой стоимости объекта. Мне кажется важным и необходимым принять такой закон, чтобы эти деньги оставались в республике. Никто не будет возражать против создания этого фонда, зная, что эти деньги будут работать здесь, и с учетом того, что, если они не будут использованы, то должны вернуться тому, кто их вносил. В таких вопросах нам и нужны профессиональные лоббисты.
Лоббизм – важная вещь
Вячеслав Гилязитдинов, председатель госкомитета по предпринимательству и туризму Республики Башкортостан
Я не согласен с тем, что лоббизм и коррупция - основная мотивация чиновников. Если человек идет в исполнительную власть, он понимает для чего он это делает.
Лоббирование в цивилизованном смысле слова может и имеет место быть, но считать это «кровью экономики», неправильно.
Лоббизм и коррупция будут существовать всегда
Александр Дегтерев, депутат Госдумы
Лоббизм, как и коррупция, будет существовать всегда. Это связано с ограниченностью ресурсов. Но и такая проблема может быть решена цивилизованно.
Приведу пример удачного, на мой взгляд, лоббирования – быстрое продвижение важной и актуальной темы от идеи до реализации. Год тому назад впервые в острой форме начала звучать тема инновационной отсталости страны. В декабре она попала в послание президента России, в январе звучала на заседании комитета по науке при президенте. В мае создано федеральное агентство по технологическому развитию. Аналогичный процесс идет и в Башкирии. Сегодня же мы имеем дорожную карту по внедрению трансфертных технологий и уже создан проектный офис по внедрению технологической инициативы.