Фоторепортаж: Как в Уфе обсуждали стратегию Башкирии - 2030
На прошлой неделе в уфимском конгресс-холле состоялась презентация основных стратегических инициатив «Стратегии-2030».
Как сообщал вчера сайт РБК-Уфа, на мероприятие были приглашены около 600 представителей депутатского корпуса, исполнительной власти, бизнес-сообщества, специалистов в области социальной политики. 150 приглашенных, в т.ч. автор этого материала, получили возможность проголосовать по пяти важным вопросам, касающимся дальнейшего развития республики.
Основные положения стратегии опубликованы на сайте минэкономразвития. Стратегические инициативы, их пять, которые и предполагается обсуждать и дополнять, выложены одним pdf-файлом, что не очень удобно для изучения. Чтобы читателям было проще ориентироваться в слайдах, мы приводим доклады руководителей рабочих групп-разработчиков этих инициатив:
- общие вопросы развития Республики Башкортостан
- новые индустрии и рынки
- семья - стратегический приоритет
- государственное управление: гибкость, компетентность и консолидация интересов
- сбалансированное пространство Республики Башкортостан
Все, кто хочет внести свои инициативы по стратегическим направлениям развития региона, могут направить письмо на адрес: 2030@bashkortostan.ru.
Практически по всем показателям республика к 2030 году при успешной реализации стратегии должна войти в 10-ку и 20-ку ведущих регионов. Валовой региональный продукт на душу населения предполагается увеличить более чем в три раза и войти в первую десятку регионов (сейчас Башкирия занимает 36 место). Объём инвестиций в основной капитал предполагается повысить до 304 тысяч рублей на человека. По этому показателю в 2030 году республика планирует войти в 15 ведущих регионов. Составители стратегии ориентируются на цену на нефть в 40 долларов за баррель.
Подробнее о представленных инициативых - в фоторепортаже сайта РБК-Уфа. Листайте фотографии и читайте их описание.
Мероприятие прошло в непривычном для собраний чиновников формате. Как сказал накануне министр экономического развития Башкирии Сергей Новиков: «мы креативим».
Презентация была срежиссирована как шоу - модератором выступил профессиональный ведущий, сами спикеры вышли из-за трибун на сцену. В перерывах между выступлениями зрители смотрели видеозаписи интервью с экспертами, участвующими в разработке стратегических инициатив.
Директор Института стратегических исследований РБ Дмитрий Котов. Общие вопросы развития Республики Башкортостан.
Драйверы роста в прошлые десятилетия — это цены на нефть, это низкий курс доллара, это ресурсы из федерального центра. Будут ли эти драйверы работать в следующем десятилетии? Наверное, нет.
Нужно кооперировать, кооперировать с лучшими, с сильными. И смотреть нужно внутрь на наши ресурсы, это тоже важная часть нашей стратегии — но здесь нужен драйвер. Сейчас драйвером выступает Правительство Республики, и это очень хорошо.
Мы нарисовали много разных сценариев, для целей управления выбрали три. И тот, который мы посчитали самым актуальным, целевым — это инновационный сценарий. Именно к нему привязываются все наши целевые показатели. Именно он стал ориентиром для разработки стратегических инициатив.
Очень важно, что бизнес, посмотрев на стратегию республики, увидит, какая стратегия должна быть у него, у его предприятия. Каждый человек увидит себя в этой стратегии, увидит, как ему жить лучше, может быть даже богато.
Внешние наши контрагенты — во-первых, это федеральная власть, она должна увидеть в нашей республике очень сильную опору России, они должны понимать, смотря на нашу стратегию, что сюда инвестировать нужно и инвестировать можно выгодно. Важно то, что мы идем не в отрыве от приоритетов Российской Федерации.
Важный момент — мы предусмотрели использование современных инструментов реализации стратегии. Это, безусловно, проектный подход и открытая архитектура стратегии. Есть пять стратегических инициатив, все они связаны друг с другом, поддерживают друг друга, и сейчас я расскажу о двух из них.
Первая — инвестиционная деятельность. Очень важно посмотреть внутрь республики. Мы сделали это во время анализа и увидели, что средства и люди, которые готовы инвестировать, у нас есть. Мы не будем менять инвестиционный курс, мы будем его дополнять. Мы будем использовать инструменты общественных инициатив, муниципально-частного партнерства, различные инструменты финансирования.
Следующая инициатива — здесь несколько сложнее. Здесь нужно начать бой и его выиграть. Это позиционирование нашей республики. Одно дело как мы сами себя видим, совсем другое как нас видят со стороны. Один видеоролик в интернете может изменить жизнь, мы это знаем. Что делать? Мы должны сформировать гражданскую идентичность, чтобы гражданин Республики Башкортостан почувствовал себя таковым, был таковым. Сейчас мы смотрим в разные стороны. Вроде бы мы живем на одной территории, но мы, честно говоря, не вместе. И второе — как на нас смотрят со стороны. Тот, кто на нас смотрит сейчас, он должен видеть то, что мы хотим ему показать.
Итак, что же мы имеем сейчас. У нас есть идея, цели, стратегические инициативы, кроме этого мы взяли, посчитали и увидели, что эти цели реально достижимые. Мы поняли, какая инициатива какой вклад несет, какой проект сколько средств нам принесет. И пусть пройдет 10-15 лет, и все будут говорить так: «Ну конечно им в Башкортостане там хорошо». Пусть все жители России нам завидуют.
Профессор УГНТУ Ирина Буренина. Новые индустрии и рынки
По показателям динамики производительности труда республика занимает 28-е место, по инвестициям в основной капитал на душу населения – 34-е место. По показателю, характеризующему инновационное развитие республики, это отношение числа высокопроизводительных рабочих мест к средней годовой численности занятого населения – только 49-е место.
Мы входим в топ 7 по объему выпуска сельскохозяйственной продукции, но при этом средняя рентабельность сельскохозяйственных организаций, отрицательная. В связи с этим качественной целью стратегии развития республики в реальном секторе экономики должно стать создание конкурентоспособной модели с энергией производства научных разработок, компетенций, инвестиций, высокотехнологичной востребованной продукцией на международном и межрегиональном рынках.
Прежде чем перейти к проектам, необходимо сказать об амбициях, которыми республика обладает в реальном секторе экономики. Нефтегазохимия – у нас уже есть индустрия, по сути, мировой центр нефтегазохимии, здесь есть все компетенции, образование, научные достижения, малый, средний, крупный бизнес, сырьевая база и инфраструктура. Машиностроение – флагман импортозамещения в базовых отраслях для республики и Российской Федерации, таких как нефтегазовая, агропромышленная сферы, ВПК, радиоэлектроника. Если говорить о внутреннем туризме, то мы имеем туристические центры притяжения в России и в мире.
Был разработан пул проектов – это поддержка частных быстрорастущих компаний-лидеров роста, создание агропромышленного кластера, и проект, связанный с развитием туризма. Все остальные проекты были собраны в пул поддерживающих проектов: развитие сети объектов инновационной инфраструктуры, транспортно-логистической инфраструктуры, а также поддержка малого и среднего предпринимательства.
Поддержка быстрорастущих компаний – это выращивание от малого и среднего бизнеса до компаний федерального значения. К 2025 году таких компаний должно быть не менее 10, и они должны приносить не менее 50% в прирост ВВП. Главные задачи – формирование пакета финансовых и нефинансовых услуг, а также оказание содействия в разработке и сопровождении стратегии развития быстрорастущих компаний на федеральном уровне. Требований к быстрорастущим компаниям много, но одно из главных - доля затрат на НИОКР и технологические инновации должна составлять не менее 5%. Чтобы это реализовать, необходимо создание инновационной платформы, полноценного рынка интеллектуальной собственности, развитие систем транспортных технологий, а также реализация концепции Башкирской технологической инициативы.
Туризм. Мы всегда слышим, что Башкирия – это вторая Швейцария, но при этом у нас очень простой туристический бизнес, у нас нет туристической индустрии. Главная цель проекта – не просто создать туристическую индустрию на всей территории республики – сформировать комплексные туристические продукты, а также развить сопутствующие бизнесы, такие как народные промыслы и сувенирная продукция. Этот проект может затронуть всю территорию Республики Башкортостан, выделяя при этом как минимум 5 кластерных зон.
Но, пожалуй, самым главным проектом является создание агропромышленного кластера. 38% жителей республики – это сельские жители. Это продуктовая безопасность Республики Башкортостан, возможность увеличения экспорта республики за счет торговой продукции агропромышленного комплекса. Главным стержнем проекта должно стать создание полной интегрированной цепочки от собственных центров селекции и генетики, через повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель, создание полной инфраструктуры не просто сбора, а самое главное – переработки и продвижения продукции агропромышленного комплекса. Это позволит войти в пятерку регионов по данному показателю, а также минимум троекратно увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства.
Данные проекты соответствуют приоритетам правительства Российской Федерации, в части и быстрорастущих компаний, и созданияпромышленного кластера, поэтому здесь может быть поддержка не только внутри региона, но на федеральном уровне.
Как изменится экономика к 2030-му году, а точнее как изменится инфраструктура? Принципиальных изменений не будет, однако мы сможем выйти на средний европейский уровень по доле или весу туризма и гостиничного бизнеса, достигнув 4%. Мы увеличим продукцию сельского хозяйства до 11%, обрабатывающих производств до 31%, снизив зависимость от сырьевых отраслей.
Научный сотрудник Института стратегических исследований РБ Наталья Лавренюк. Семья – стратегический приоритет Республики Башкортостан
Передовые страны и развитые регионы России знают секрет – люди это главное богатство. Башкортостан принял вызов и включился в конкуренцию за качественные человеческие ресурсы. Цели нашей инициативы - это консолидация населения на основе общепризнанной ценности «семья и дети» ради качественного, эффективного, социально-экономического развития региона на основе работы государства семьей в качестве ответственного партнера.
Для достижения целевого ориентира будут реализованы комплексные проекты, среди которых проект «Новое поколение 2030». Это проект развития талантов ориентирован на раннее выявление у детей способностей, талантов и создание среды, благоприятной для того, чтобы они могли активно развивать и реализовывать их в нашем регионе. Здесь два подпроекта. Это интеграция видов экономической деятельности и образования, он нацелен на стимулирование реального сектора экономики, а также сектора высокотехнологических услуг, и активное позиционирование талантов в нашем регионе. Второй подпроект предполагает создание сетей ВУЗов, которые будут кооперироваться для конкуренции и сотрудничества с системой высшего образования соседних регионов.
В области здоровья семьи также предложен целый пакет проектов, среди «Здоровое поколение – сильный регион», «Жить здорово» - они нацелены на включение в массовые занятия спортом, физическую культуру и рост ответственности за собственное здоровье детей, молодежи и членов их семьи.
Проект «Семейное олимпиадное движение», он нацелен на позиционирование региона как площадки для знаковых спортивных событий, при этом участники событий могут быть от года и до, и включает как классические виды спорта, так и соревнования по неклассическим видам - это прятки, квесты, пейнтбол. Он ориентирован на инклюзию, семей с детьми с ограничением здоровья, с родителями, которые тоже имеют определенные ограничения.
Целевой ориентир «ответственная и мотивированная семья» должен был достигнут через пакет проектов, среди которых – обеспеченность жильем. Наличие объекта собственности – наличие объекта ответственности. К 2021 году предполагается создать целый механизм по повышению доступности для наших жителей решения жилищного вопроса. Это будет стимулировать и создание новых семей, приведет к росту рождаемости.
Для того, чтобы достичь целевого ориентира «занятая семья», были предложены комплексные проекты, среди которых развитие семейного предпринимательства, развитие виртуального бизнеса, фриланса для пополнения семейного бюджета. Мы хотим стимулировать развитие в нашем регионе развитие деятельности по разработке и производству товаров для детей креативного развивающего характера. Плюс сервисные услуги, которые позволят молодым семьям и не только молодым семьям выходить на рынок труда после ухода за ребенком, активно воспитывать его, продуктивно развивать, включаться в трудовую деятельность, повышать свою квалификацию, проводить совместный досуг, ухаживать за больными и престарелыми родственниками.
Для достижения целевого ориентира «духовная полная семья» будем знакомить молодые поколения с опытом, семейными ценностями видных интересных деятелей, ярких личностей, политиков, деятелей культуры, экономики, бизнеса. Также к 2025 году предполагается создать, целую индустрию развлекательного, информационного развивающего характера. Заниматься реализацией этой инициативы будет межведомственный проектный офис, в который войдут как представители региональных и местных органов власти представители, так и бизнеса, молодежного актива, а также некоммерческие организации, которые дружественны семьям.
Заместитель руководителя Аппарата Правительства РБ Александр Гагин. Государственное управление: гибкость, компетентность и консолидация интересов.
В силу требования федерального закона о стратегическом планировании определяющую роль должны играть органы власти. Однако существующая система не обеспечивает полноценного вовлечения в процесс управления заинтересованных сторон – то есть бизнеса и населения. Причины – инертная иерархическая структура органов власти, недостаточные для управления постоянно усложняющегося объекта компетенции служащих, не гибкий интерфейс взаимодействия с населением и бизнесом.
Необходим переход от традиционных, присущих государственному управлению функций регулирования и контроля, к координированию и согласованию интересов. Это возможно за счет снижения избыточного государственного урегулирования, совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг, повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, внедренияэффективных механизмов согласования интересов.
Предполагается развитие технологий проектного управления, улучшение системы оценки эффективности деятельности и внедрение механизмов внутреннего контроля, развитие современных компетенций государственных и муниципальных служащих, развитие механизмов противодействия коррупции и внедрение системы персональной оценки эффективности деятельности и мотивации.
Реализация проекта «услуги без бумаги» позволит перейти преимущественно к электронному формату предоставления государственных и муниципальных услуг. Планируется также ресурсная оптимизация административных регламентов и развитие многофункциональных центров для бизнеса.
Блок «бизнес без барьеров» предполагает дальнейшее улучшение качества деловой среды, развитие институтов для бизнеса, повышение доступности инфраструктуры.
Формированию эффективного внешнего взаимодействия будет способствовать проект «От трансляции – к коммуникации». Его мероприятия обеспечат улучшение официальных сайтов органов власти, дальнейшее развитие сервисов электронной демократии, более широкое использование в коммерческом общественном обороте наборов открытых данных.
Проект «Сопряжение интересов» нацелен на широкое и максимальное вовлечение в процесс принятия решений бизнеса, населения, общественных организаций, внедрение механизма общественной экспертизы и обсуждения, развитие инструмента инициативного бюджетирования.
Директор Института экономики, финансов и бизнеса Башкирского государственного университета Рустем Ахунов. Сбалансированное пространство Республики Башкортостан
Успешная страна - это та страна, которая демонстрирует высокие темпы экономического роста, но при этом не допускает роста неравенства доходов благосостояния населения. На мой взгляд, проблемы неравенства населения, неравенства благосостояния сегодня выходят на первый план, и неравенство в территориальном региональном развитии также становится чрезвычайно актуальной проблемой.
Как раз этой проблеме и была посвящена работа нашей дружной команды. Мы разработали интегральный показатель, который включал естественный прирост населения, миграционный прирост населения, среднюю заработную плату в экономике муниципального образования, бюджетную обеспеченность в муниципалитете. И что мы получили?
Мы расформировали все муниципалитеты на 4 круга. Зеленый, темно зеленый цвет означает успешный муниципалитет, розовый цвет – это муниципалитеты, которые по уровню развития находятся ниже среднего, а красная зона - это зона риска территориального развития Республики Башкортостан. В зеленой зоне оказались города и городские округа, в которых есть достаточно крупные промышленные предприятия республики.
Далее, мы спроецировали на приграничные муниципалитеты соседних регионов наш интегральный показатель и увидели, что многие из них находятся в зеленой зоне. О чем это говорит? Вероятно, эти муниципалитеты вытягивают часть экономических и трудовых ресурсов из слабых муниципальных образований Республики Башкортостан. В то же время считаю стратегической возможностью нашей республики интегрироваться в экономической цепочке добавленной стоимости этих сильных конкурентоспособных регионов-соседей.
Наша группа считает основным стратегическим вызовом республики демографический вызов. Мы видим, как в городах концентрируется население, а на части сельских территорий, к сожалению, наблюдается процесс обезлюдивания.
В этой связи наша концептуальная идея заключается в том, чтобы применить субрегиональный подход к территориальному развитию Республики Башкортостан, сформировать ключевые экономические зоны и предложить управленческий механизм, который бы сумел заставить муниципалитеты не конкурировать меж собой, а интегрироваться.
Мы считаем, что в республике необходимо создать и развивать 2 агломерации – это Уфимская агломерация и Южно- Башкортостанская агломерация. Уже сегодня в этих агломерациях проживает около половины населения. Необходимо создать в них комфортную городскую среду для проживания и среду для нормальной жизнедеятельности. Считаем, что это наш стратегический ответ на усиливающуюся конкуренцию между крупнейшими городами, которые концентрируют сегодня экономически активное население страны.
Второе нужно формировать центры опережающего развития на территории республики в рамках экономических зон – на базе моногородов. Здесь мы уже видим успешный пример – два города - Белебей и Кумертау - получили статус территории опережающего развития. Считаем, что создание таких территорий создаст комфортную для проживания городскую среду, и самое главное, диверсифицируют сложившуюся моноструктуру экономики этих городов.
Кроме этого, в ходе нашей работы мы обнаружили, что транспортный вопрос в территориальном развитии имеет ключевое принципиальное значение. Муниципальные образования, которые располагаются вдоль трассы М5 и М7, находятся в более успешном положении, чем остальные. В этой связи мы полагаем, что трансконтинентальный маршрут, проходящий по территории республики Китай-Европа или так называемый «шелковый путь», даст импульс развитию наиболее депрессивных территорий юго-западной части нашей республики.
К 2030 году мы видим эффективную сеть индустриальных логистических, туристических, и агро-парков, новый стандарт взаимоотношения муниципалитета и инвестора. Мы видим развитую систему среднего и малого предпринимательства Республики Башкортостан, что в конечном счете даст инвестиционную наполняемость муниципальных образований и, как следствие, даст положительные социальные эффекты для сбалансированного развития территорий.
150 экспертов с помощью специального оборудования отвечали на вопросы, касающиеся развития республики.
На вопрос «Какой из вызовов в ближайшее десятилетие сможет оказать наибольшее влияние на динамику развития республики» эксперты большинством голосов выбрали «технологическое отставание». Другими вариантами были демографический вызов, неэффективное государственное управление, изоляция от внешних рынков.
По мнению экспертов, определяющим для развития новых индустрий и рынков являются наука и инновации. «Проигравшие» варианты ответов – инвестиции, инфраструктура, малый и средний бизнес
В сфере социальной политики наиболее приоритетным направлением эксперты назвали образование, во вторую очередь – здравоохранение, рынок труда и семью.
На вопрос «какие шаги в направлении повышения эффективности государственного управления дадут наибольший эффект» на первое место эксперты поставили участие бизнеса в принятии управленческих решений, затем – развитие компетенций госслужащих, проектное управление и развитие электронных услуг.
В области территориального развития максимальны й эффект окажут, по мнению экспертов, формирование территорий опережающего развития на базе моногородов, а также создание агломераций, поддержка территорий-лидеров и отстающих территорий.
Подводя итоги обсуждения, Глава Башкортостана Рустэм Хамитов подчеркнул, что cтратегия – не самоцель, а важный инструмент, позволяющий определить правильный вектор развития.
– Если ты в своей работе опираешься на системные подходы, то обязан иметь и стратегию, и план развития, и следовать тому, что ты разработал.
– Республика – мощный, крупный субъект Российской Федерации, один из опорных регионов страны. Говоря о стратегии, мы, безусловно, должны уходить от идеальных представлений, быть реалистами. Три главных направления – малый бизнес, туризм и агропроизводство, о которых сегодня говорили выступающие, – это, конечно, здорово. Тем не менее, мы понимаем, что и через пять-десять лет доля нашего нефтяного, нефтехимического, химического сектора будет достаточно высокой. Уходить от понимания этого факта нам нельзя. Крупная промышленность – опора нашей экономики – будет жить, развиваться и двигаться.
– Мы находимся в конкурентной среде. Нас за редчайшим исключением окружают очень сильные регионы. Мы всё время в борьбе за ресурсы, за влияние. В этом смысле наглядна карта, которую нам показали, как к большому телу республики пристроились муниципалитеты с соседних регионов и активно осваивают наши возможности. Это говорит о том, что у нас есть рынки, возможности, условия. Но почему наш бизнес до сих пор в этой части сдержан, порой неактивен? Безусловно, нам нужно время, чтобы перестроить головы наших бизнесменов в нужном направлении, чтобы они могли быть конкурентоспособными.
Порекомендовал быть активнее глава республики и населению.
- Доля активной части населения должна увеличиваться постоянно. Таких людей сейчас немного – всего два-три процента, в то время как нужно, чтобы было 20-30, а ещё лучше 50 процентов.
- Стратегия выступает как целевой «объединитель» для людей, желающих поучаствовать в построении будущего республики - а для этого сейчас есть все возможности.
Из одиннадцати городов России, которым присвоен статус территорий опережающего развития, два находятся в Башкирии. Это большой успех, я вас с этим поздравляю. Белебей и Кумертау – большие молодцы, они могут стать точками роста республики. Инвесторы, которые придут туда, получат льготы по налогу на прибыль, на имущество, на землю – они будут нулевыми. В четыре раза для них снижаются взносы в страховые фонды. Я думаю, в ближайшие два года мы получим рост инвестиций и рабочих мест в этих зонах. И надеюсь, что люди, специалисты, которые в свое время уехали оттуда, вернутся на родину со своими семьями.Из одиннадцати городов России, которым присвоен статус территорий опережающего развития, два находятся в Башкирии. Это большой успех, я вас с этим поздравляю. Белебей и Кумертау – большие молодцы, они могут стать точками роста республики. Инвесторы, которые придут туда, получат льготы по налогу на прибыль, на имущество, на землю – они будут нулевыми. В четыре раза для них снижаются взносы в страховые фонды. Я думаю, в ближайшие два года мы получим рост инвестиций и рабочих мест в этих зонах. И надеюсь, что люди, специалисты, которые в свое время уехали оттуда, вернутся на родину со своими семьями.
Президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов:
- По закону регионы не обязаны согласовывать свою стратегию, но если регион будет идти в одном направлении, а федеральный центр – в другом, то это "выбрасывание" ресурсов. Башкортостан – один из мощнейших регионов России не только по текущему положению, но и ресурсному потенциалу, на который надо смотеть глобально - через призму мировых рынков.
Андрей Шаронов вручил грамоты победителям конкурса «Стратегия глазами молодежи». Он отметил, что Башкортостан – едва ли не единственный регион страны, собравший собственную команду по подготовке стратегии, которая знает республику лучше любых экспертов извне и будет нести ответственность за качество документа на всех этапах его реализации.