На суде по делу «Русшины» в Уфе раскрыли схемы вывода активов компании

Родственники уфимского предпринимателя Андрея Смышляева участвовали в схемах вывода активов компании «Русшина-Тюмень» после начала процедуры банкротства. Они переоформляли недвижимость предприятия на подставные лица и продолжали получать с них доход в виде арендной платы, говорится в материалах дела. Подробности схемы были раскрыты на судебном процессе о банкротстве компании.
Конкурсный управляющий ООО «Русшина-Тюмень» Григорий Вайнштейн пытался добиться привлечения к субсидиарной ответственности Сергея Шаманчукова и Галины Евдокимовой по долгам компании в размере 1,34 млрд рублей. Он указал, что в 2018 году Шаманчуков и Евдокимова стали собственниками недвижимости предприятия в Тюмени и Тобольске, что привело к уменьшению конкурсной массы должника.
В ноябре Арбитражный суд Башкирии отказался привлечь указанных лиц к субсидиарной ответственности. 27 января 2022 года 18-й арбитражный апелляционный суд в Челябинске подтвердил это решение. В постановлении суда указано, что Шаманчуков и Евдокимова были лишь номинальными владельцами объектов недвижимости и не получали с них дохода.
«Само по себе участие ответчиков в цепочке сделок по отчуждению недвижимости, принадлежащей ООО “Русшина-Тюмень”, не свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между ухудшением финансового состояния должника и отчуждением недвижимости», — говорится в решении апелляционного суда.
Ранее сам Шаманчуков рассказал суду, что Ольга Смышляева, супруга бизнесмена Андрея Смышляева, предложила ему работу. На его имя в 2018 году переоформили объекты недвижимости, принадлежавшие ООО «Русшина-Тюмень», которые были переданы в аренду. Шаманчукову было поручено получать деньги с арендаторов и перечислять их Смышляевой. За это ему обещали платить по 50 тыс. руб. в месяц. Смышляева объяснила такую схему тем, что не может сама управлять объектами, поскольку постоянно проживает в Италии. Позже, когда факт вывода активов компании, находящейся в процедуре банкротства, вскрылся, объекты вернули в конкурсную массу.
Как сообщал РБК Уфа, в мае и июне 2021 года Арбитражный суд Башкирии арестовал зарубежные активы родственников Андрея Смышляева — виллу площадью 692 кв. м в Италии на озере Комо, моторную яхту Olga и 100% акций компании Averon Property Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Активы были записаны на имя дочери Смышляева Дарины и отца Валерия. Они пытались опротестовать решения в апелляционном и кассационном порядке, но безуспешно.
Сам Андрей Смышляев находится под следствием по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере и преднамеренном банкротстве. По данным следствия, в 2014–2015 годах бизнесмен, являясь учредителем и руководителем организации «Русшина-Тюмень», договорился с компанией-поставщиком «Нокиан Шина» о покупке автошин на сумму 900 млн рублей, однако полученный товар не оплатил. В 2015 году Смышляев, руководивший компанией «Трек», совершил действия, повлекшие неспособность юрлица удовлетворить требования кредиторов на 2,8 млрд рублей. Организацию признали банкротом по решению Арбитражного суда региона в марте 2016 года.
Бизнесмена задержали в мае 2019 года в Комо, в феврале 2021 года министр юстиции Италии дал согласие на его экстрадицию, в марте Смышляева доставили в Москву в сопровождении спецконвоя. В апреле его этапировали в Уфу, где он помещен под стражу.