Марданов разочарован «средними показателями» лесного хозяйства Башкирии
Лесное хозяйство Башкирии в целом выполнило целевые показатели, которые закладывались на 2017 год, но результаты его работы можно считать средними. Об этом рассказал премьер-министр республики Рустэм Марданов, выступая на итоговой коллегии минлесхоза Башкирии. Заседание прошло накануне более масштабного обсуждения проблем лесного комплекса Башкирии и всего Поволжья: сегодня его проведет полпред президента России в ПФО Михаил Бабич, находящийся с визитом в Уфе.
Накануне на коллегии министр лесного хозяйства Башкирии Марат Шарафутдинов отметил, что при неплохом исполнении ряда целевых показателей (например, по лесовосстановлению) и повышении отчислений в бюджет лесхоз показал сокращение, в частности, расчетной добычи древесины. При плане освоения в 32,4% (от потенциально возможного максимума объемов) реально было освоено меньше 29%. При этом в Поволжье этот показатель превышает 40%. Он объяснил, что сокращение связано с расторжением договоров по 17 крупным лесным участкам, низкими показателями двух крупных игроков рынка – Уфимского фанерного комбината и Уфимского фанерно-плитного комбината, неблагоприятными климатическими условиями. Также Марат Шарафутдинов рассказал о диспропорции в работе частных арендаторов, которые предпочитают добывать твердые хвойные сорта древесины, и о том, что, как минимум, два субъекта крупных инвестпроектов не используют зарезервированные под них участки с 2015 года. Он предложил правительству изъять эти участки леса из резерва.
В ответ премьер-министр поблагодарил лесников за работу и за выполнение ряда целевых показателей, хотя, по его оценке, «цели-то, похоже, были не очень амбициозные, они нам не позволили даже в масштабах ПФО выйти из списка субъектов со средней эффективностью [использования леса]. Впрочем, реальное состояние нашего лесного комплекса этому примерно соответствует». Те показатели, по которым результаты отрасли вдвое превысили целевые показатели (например, это объемы санитарно-оздоровительного озеленения), он связал, в том числе, с заниженным планированием. Повышение доходов в бюджеты от лесного комплекса по сравнению с 2016 годом он назвал недостаточным: «Мы хотели достичь 85 рублей с гектара, но реально получили 65 рублей».
Что касается заготовки древесины, то Рустэм Марданов охарактеризовал ее как «нашу боль». «Крайне низкая доля лесного хозяйства в показателях ВРП – это не тот процент, который мы хотели бы иметь в этой отрасли. С нею связывались большие надежды еще в 80-х годах, когда прогрессирующе стала снижаться добыча нефти. Мы должны были искать замещающую отрасль. Сегодня от исторического максимума в 42 млн тонн [нефти] мы добываем 16 млн тонн, этот разрыв давно должен был быть компенсирован. Мы же видим, что происходит с занятостью, с социальными проблемами в тех районах, откуда ушли нефтяники, особенно в лесных. Нельзя сказать, что меры не принимались, но они не сработали, не дали ожидаемый эффект». По словам премьер-министра, ставка на бизнес, который займется комплексным освоением лесов, дала половинчатый эффект, потому что наряду с успешными предприятиями есть бизнес, «с проблемами которого мы в полной мере столкнулись в этом году, в том числе с задолженностью по налогам, по зарплатам, мы вынуждены как-то поддерживать, о выработке норм лесосеки этими предприятиями говорить не приходится».
Вероятно, премьер-министр имел в виду как раз упомянутые накануне Уфимский фанерный и Уфимский фанерно-плитный комбинаты. Как сообщал РБК-Уфа, их коллективы в январе обратились в прокуратуру Башкирии, проверка показала, что зарплаты более чем полутора тысячам сотрудников задерживаются с ноября. В феврале иск в связи с задолженностью за электроэнергию подала на Уфимский фанерный комбинат Башкирская энергосбытовая компания.
По данным сервиса Kartoteka.ru, владельцем обоих комбинатов является ООО «Башкирская лесопромышленная компания», учредителями которой через цепочку еще в два ООО являются Камиль Аблязов (79%) и трое его детей. Казанское издание «Бизнес Online» называет его «крупным татарским бизнесменом и меценатом, живущим в Саратове».