В Башкирии раскрыли сумму ежемесячного ущерба от действий кибермошенников
Ущерб владельцам банковских карт в Башкирии от действий мошенников, применяющих методы социальной инженерии, составляет около 10 млн рублей в месяц. Такие данные сообщил первый заместитель начальника Главного следственного управления МВД по республике Руслан Файзуллин на совместной пресс-конференции Национального банка по Республике Башкортостан и МВД по РБ, отвечая на вопрос РБК Уфа.
Мероприятие было посвящено профилактике мошенничества с банковскими картами и счетами, оно проходило онлайн.
Файзуллин подтвердил наличие тенденции к устойчивому росту хищений с карточных счетов в республике, отметив, что она характерна как для региона, так и в целом для России. Вместе с тем, участники пресс-конференции сошлись во мнении, что подходы и инструменты кибермошенников с приходом пандемии коронавируса не изменились.
Заместитель начальника ГСУ отметил, что уровень финграмотности населения Башкирии оставляет желать лучшего. По его информации, в текущем году в рамках проведения предварительных следственных мероприятий расследовано более 10 тыс. преступлений указанной категории. Из них более 8 тыс. остаются нераскрытыми. В суды направлено около тысячи уголовных дел.
Управляющий Отделением — Национальным банком по Республике Башкортостан Банка России Марат Кашапов обратил внимание на подверженность граждан социальной инженерии, то есть психологическому воздействию мошенников с целью хищения денежных средств путем обмана и злоупотребления доверием.
Он сообщил, что, по данным Банка России в 2019 году в Башкирии было выявлено более 3 тыс. несанкционированных операций с использованием банковских карт на сумму более 8,3 млн рублей. За первое полугодие текущего года их количество достигло 1,3 тыс., сумма превысила 7 млн рублей.
Практически все банки используют сотовые телефоны как каналы взаимодействия с клиентами, поэтому в структуре атак злоумышленников первое место занимает мобильный телефон — 87%. В 77% случаев злоумышленники выступают от имени якобы представителей финансовых организаций, коммерческих банков и даже Банка России. Девять из десяти звонков осуществляются на тему угрозы накоплениям или якобы проведения операций по счету без согласия клиента банка.
В 2020 году у мошенников большой популярностью стала пользоваться схема, когда под предлогом «реальных» рисков для накоплений предлагают перевести средства на некий резервный счет. Выгода от такой атаки на депозитные накопления гораздо выше, чем претензии на небольшие суммы, пояснил управляющий отделением.
По сведениям Кашапова, за первое полугодие 2020 года по инициативе Банка России было заблокировано почти 10 тыс. телефонов, используемых в мошеннических целях. Это в четыре раза больше относительно аналогичного периода прошлого года.
Кроме того, в интернете распространены мошенничества с использованием фишинговых сайтов, их цель состоит в том, чтобы побудить интерес к товарам, услугам, информации и получить в результате доступ к персональным данным, включая реквизиты банковских счетов. Здесь лидируют фишинговые сайты интернет-магазинов — на них приходится три четверти ущерба в результате атак. 9,6% лже-сайтов маскируются под налоговые органы, в 7,2% процентов случаев речь идет о поддельных сайтах банков и финорганизаций.
В первом полугодии Банком России было заблокировано почти 5 тыс. сайтов, которые использовали противоправные действия с целью хищения денег у физлиц.
«Практика показывает, что чаще всего люди теряют деньги не из-за технических новинок, некорректного использования технических средств или реальных кибератак. В основном хищения происходят из-за собственной доверчивости и невнимательности», — заключил Марат Кашапов.
Управляющий разъяснил, что в том случае, когда клиенты сами сообщают персональные данные мошенникам, банки не могут компенсировать потери.
Ранее РБК Уфа публиковал топ-5 кибермошенничеств с самым большим ущербом в Башкирии. Так, в июле — августе, более миллиона рублей мошенники выманили у пятидесятилетней жительницы Уфы и проживающего в Ишимбае мужчины 49 лет.