Мороженое в Башкирии за год подорожало почти на четверть

Мороженое в Башкирии за год подорожало на 23,2%. По данным Росстата, в апреле 2025 года (последние имеющиеся данные) килограмм сливочного мороженого в республике стоил в среднем 699,88 руб., тогда как в апреле прошлого года — 554,99 руб.
В целом по России мороженое за год подорожало на 18,5%, с 726,9 до 861 руб. за килограмм. В Приволжском федеральном округе «индекс мороженого» повысился на 19%, с 598,9 до 712,16 руб.
Неравномерный рост
По данным Росстата, самое дорогое мороженое в Башкирии продается в Сибае — 832,6 руб. за кило. С прошлого года стоимость продукта здесь выросла на 17,3%. Среди крупных городов самое доступное лакомство — в Нефтекамске, 554,7 руб. При этом с прошлого года стоимость мороженого здесь даже снизилась на 6,3%. В столице республики средняя стоимость продукта составляет 722 руб., что на 30% выше, чем в апреле 2024 года, — 555 руб.
РБК Уфа выяснил, что существенный рост цен на мороженое наблюдается в торговых сетях республики. Так, в магазинах «Пятерочка» мороженое «Сливкин нос» производства «Башкирский холод» весом 90 граммов продается за 114,99 руб., 100-граммовая упаковка стоит 159,99 руб.
В пресс-службе X5 Group, управляющей сетью «Пятерочка», РБК Уфа сообщили, что с прошлого года не меняли наценку на мороженое.
«Средняя цена на порционное мороженое в торговых сетях X5 (“Пятерочка” и “Перекресток”) в Уфе составляет порядка 110 руб. Стоимость мороженого зависит от его вида, жирности и бренда и складывается из ряда составляющих — в первую очередь оптовой (закупочной) цены производителя, а также наценки, которая включает в себя затраты на оборудование, логистику, зарплаты персонала, аренду магазина, коммунальные услуги, средства для дальнейшего инвестирования в открытие новых торговых точек. По сравнению с прошлым годом наценка на мороженое не изменилась», — сообщили в компании.
В сети «Магнит» от комментариев отказались.
Секреты производителей
Не смогли прокомментировать ценообразование мороженого и в одном из крупнейших поставщиков — омской компании «Инмарко» (бренды «Магнат», «Золотой стандарт», «Эkzo» и др.), входящей в «Арнест ЮниРусь».
Крупный уфимский производитель «Башкирский холод» отказался предоставить информацию о ценах, сославшись на коммерческую тайну.
«Информация об отпускных ценах на мороженое производства АО “Башкирский холод”, структуре цен и порядке их формирования является коммерческой тайной и не подлежит разглашению третьим лицам», — заявили в компании.
Производитель также сообщил, что не несет ответственности за розничные цены на продукцию, устанавливаемые торговыми сетями.
Сырье, сезон, регион — от чего зависят цены?
Доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук Мария Долгова в разговоре с РБК Уфа привела данные Milknews о том, что в первом квартале 2025 года производство мороженого в России выросло на 2,1%. При этом розничные цены на продукт повышаются намного быстрее инфляции.
В Башкирии цены ниже, чем в целом по стране, благодаря развитому молочному производству, отмечает эксперт. Например, по данным Росстата, в апреле 2025 года килограмм мороженого в Москве стоил 1069,4 руб., то есть более чем в полтора раза выше, чем в Башкирии. В среднем по стране стоимость продукта (861 руб.) на 23% выше, чем в республике.
«В регионах с развитым молочным производством, как в Башкирии, мороженое стоит немного дешевле, о чем также свидетельствуют данные Росстата. В “молочных” регионах (Башкирия, Татарстан, Алтай, Вологодская область) мороженое может быть дешевле из-за меньших логистических затрат на молоко, наличия местных производителей и высокой конкуренции между ними», — говорит Мария Долгова.
Цена мороженого складывается из множества факторов, а динамика зависит от экономических, сезонных и региональных условий, продолжает эксперт. Вот лишь основные компоненты, из которых складывается конечная стоимость:
сырье: молоко, сливки, сахар, стабилизаторы, эмульгаторы, фруктовые наполнители, какао и т. д.;
- производственные затраты: энергия, зарплаты сотрудников, амортизация оборудования;
- упаковка: материал (картон, пластик, фольга), дизайн, брендирование;
- логистика и хранение: доставка сырья на завод и готовой продукции в магазины, холодильное хранение;
- бренд: раскрученные бренды могут продавать мороженое дороже из-за узнаваемости;
- торговые надбавки: розничные магазины добавляют свою торговую надбавку к оптовой цене конкретного вида мороженого в зависимости от спроса, ассортимента магазина, ценовой политики.
На изменение цен тоже влияет несколько факторов. Основной драйвер — рост цен на молоко, сахар и какао.
«Так, какао — исключительно импортный продукт, мировые цены на который растут рекордными темпами: на 181% — в 2024 году. Только за апрель текущего года рост составил еще 12,5%, а за первую половину мая — на 23%», — говорит Долгова.
Стоимость мороженого заметно меняется и в зависимости от сезона. А в 2025 году рост цен начался раньше обычного — это связано с ранней теплой весной и изменением потребительских привычек, отмечает эксперт. Наконец, не последнюю роль играет колебание курсов валют, так как часть компонентов закупается на зарубежных рынках.
Как сообщал РБК Уфа, в республике за 2023 год было произведено 3,5 тыс. тонн мороженого. Это на 160 тонн, или 4,7%, больше, чем в 2022 году. В Минсельхозе РБ говорили, что в 2024 году тоже ожидается рост производства.