Импорт составляет почти половину оптового рынка продуктов в Башкирии
Доля импорта в оптовом продовольственном товарообороте в Башкирии в 2022 году составила 47,3% в денежном выражении. По данному показателю Башкирия находится на пятом месте среди регионов с самым большим объемом импорта на оптовом рынке продуктов питания. Об этом говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, основанном на данных Росстата.
Больше всего импорта на оптовом рынке продуктов — в Смоленской области, 72,5%. Этот регион граничит с Беларусью, которая является крупнейшим поставщиком импортного продовольствия в Россию. На втором месте Рязанская область с показателем 59%. Тройку лидеров замыкает Курганская область — 56,3%. В Магаданской области доля продовольственного импорта в опте составляет 50%. Башкирия делит пятое место с Краснодарским краем, где доля импорта тоже составляет 47,3%.
Высокая доля импорта в оптовом обороте потребительских товаров не означает, что такая же доля импортного продовольствия попадает на прилавки региона. Наибольший объем ввозимых товаров обычно фиксируется в приграничных регионах или субъектах, связанных с ключевыми внешнеторговыми партнерами России, говорят авторы исследования. Далее ввозные товары из этих регионов распределяются по другим территориям путем продажи розничным сетям.
«На фоне санкционных ограничений, разрыва логистических цепочек и ухода из России множества иностранных компаний поставки зарубежных товаров резко сократились. Однако относительно потребительских товаров бизнес достаточно оперативно наладил альтернативные каналы поставок, воспользовался механизмом параллельного импорта или нашел новых поставщиков. Важную роль сыграл реэкспорт из “дружественных стран”. В результате массовый потребитель хоть и почувствовал сокращение ассортимента, но привычные для россиян иностранные бренды полностью не исчезли с прилавков, однако цены на них заметно увеличились в связи с удорожанием логистики», — говорит член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян.
Импорт продолжает доминировать и в ряде других товарных групп. Так, в сегменте бытовых электротоваров импорт занимает 61,5% оптового рынка Башкирии. Это десятое место среди регионов. В сегменте электроники зарубежные товары занимают 77,2% оптового рынка республики — восьмое место среди регионов. Импортной мебели в Башкирии меньше — в этой категории республика не входит в десятку лидеров.
В целом по стране за прошлый год доля импорта в оптовом товарообороте пищевых продуктов (включая алкоголь и табак) увеличилась на 4,1 процентного пункта в денежном выражении до 18,7%, бытовой техники — на 1,7 п. п. (до 28,7%), электроники — на 4,8 п. п. (до 74,1%), мебели — на 13,5 п. п. (до 47,2%).
В части категорий ввозных товаров стало меньше. Так, в фармацевтике доля импорта упала на 18 п. п. до 25,7% в общем товарообороте, в сегменте парфюмерии и косметики — на 4,4 п. п. (до 32,7%). Доля импорта в оптовых продажах одежды и обуви за год фактически не поменялась (-0,2 п. п., до 40%) при очевидном изменении географии поставщиков, говорится в исследовании.
Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов сообщил РБК Уфа, что рост объема импорта продовольствия в денежном выражении может быть связан с простым ростом цен на мировом рынке.
«Прошлый год был временем высокой ценовой конъюнктуры. Цены на продовольственные товары росли. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы увидели рост стоимости импортированного продовольствия на несколько процентов. Это немного, и скорее свидетельствует о том, что физические объемы доставляемых из-за границы товаров должны были уменьшиться. Одновременно с этим менялись пункты отправки продуктов питания. В частности, Иран выходил на более существенные позиции. Остались некоторые товары и из Евросоюза. Например, итальянские вина стали импортироваться даже активнее, что очень странно. Эти данные не свидетельствуют о том, что мы стали больше зависеть от импорта. Они говорят о том, что импорт стал дороже», — говорит Колташов.
Как сообщал РБК Уфа, в 2022 году продажи парфюмерной продукции в Башкирии выросли почти на 60%. В республике за год продали почти миллион упаковок духов на сумму более 1 млрд рублей. Вместе с ростом общего объема продаж средний чек сократился на 15%. Эксперты полагают, что россияне стали активно скупать парфюмерную продукцию на фоне ухода многих западных производителей с отечественного рынка.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.