В Башкирии сократилось число компаний, попавших в «черный список» ФАС
В Башкирии с начала года в реестр недобросовестных поставщиков включили 46 компаний, сообщил глава регионального управления Федеральной антимонопольной службы Андрей Хомяков.
По сравнению с прошлым годом число удовлетворенных обращений о включении в «черный список» ФАС значительно сократилось. Из 223 обращений были одобрены 46, то есть всего 16%. За весь прошлый год в число недобросовестных компаний включили 202 организации, поступило 516 обращений, процент одобрения заявлений составлял 39,14%.
«Мы аккуратно к этому вопросу подходим, потому что не всегда, тем более в нынешних условиях, подрядчики или поставщики не выполняют свои обязательства, ведя себя недобросовестно. В большинстве случаев имеют место объективные причины», — сказал Хомяков.
По словам руководителя ведомства, к объективным причинам относятся и действующие в отношении России санкции со стороны иностранных государств, часть компаний ссылается на невозможность выполнения работ или поставки товара из-за ограничений.
Андрей Хомяков также отметил, что и суды стали более скрупулезно подходить к вопросу включения компаний в число недобросовестных поставщиков.
«Хотя, честно говоря, имеется и обратная судебная практика, когда мы не включаем в реестр недобросовестных поставщиков какую-то компанию, а суды приходят к выводу, что ее необходимо включить. Таких решений немного, но они есть. К концу года мы проанализируем эту ситуацию, связанную с нашими решениями и судебными, проконсультируемся с коллегами из центрального аппарата, чтобы понять, как мы дальше будем [действовать]. Потому что экономическая ситуация непростая, и большинство таких решений связаны с ней», — сказал руководитель ведомства.
Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт в разговоре с РБК Уфа отметил, что в текущем году существенно выросло число нарушений условий муниципальных и госконтрактов со стороны поставщиков и подрядчиков, связанных с уходом из России представителей зарубежных компаний, разрывом логистических цепочек, а также ростом стоимости импорта из-за сложностей доставки и оплаты товаров, приходящих из стран, присоединившихся к санкциям.
«Если обобщить эти причины, то можно условно назвать это реализацией санкционных рисков. Однако на сегодняшний день ни 44-ФЗ, ни 223-ФЗ, ни ГК РФ не содержат норм, позволяющих без последствий для подрядчика расторгнуть ранее заключенный договор в связи с невозможностью его исполнения из-за санкций. Более того, если мы посмотрим на судебную практику, то и она не дает однозначного ответа относительно возможности применения, скажем, норм статьи 416 ГК РФ, позволяющих считать прекращенными обязательства в ситуации, когда их исполнение невозможно вследствие наступления обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает, либо, например, возможности признания санкций форс-мажорными обстоятельствами», — говорит эксперт.
По словам Иккерта, в одних спорах суды соглашаются с подрядчиками, указывая на то, что предусмотреть наступление последствий санкций стороны не могли, а в других — занимают сторону заказчиков, указывая, что последствия — реализация коммерческих рисков, которые стороны принимают на себя при заключении контракта. Эксперт полагает, что в будущем этот вопрос будет решен либо внесением изменений в законодательства, либо принятием некого подзаконного акта.
«Но пока что однозначного ответа относительно законности выхода из договорных отношений по инициативе подрядчика вследствие негативного влияния санкций без последствий в виде штрафных санкций (неустойки) и реализации рисков внесения в реестр недобросовестных поставщиков нет. То, что антимонопольный орган стал удовлетворять меньше обращений, никак не уменьшает шансы на успешное оспаривание решения антимонопольного органа об отклонении такого обращения в суде», — считает эксперт.
Как сообщал РБК Уфа, весной УФАС отказалось включить несколько компаний в «черный список» из-за неблагоприятной экономической обстановки на фоне санкций. Так, в апреле было возбуждено два дела по заявлению ПАО «ОДК-УМПО»: госпредприятие требовало включить в «черный список» компании «Дорстройсервис-Уфа» и «Гранд-подшипник». Компании отказались заключить контракты на поставку бытовой техники и подшипников для нужд УМПО, сославшись на невозможность исполнить обязательства на прежних условиях. Сейчас УМПО пытается обжаловать решение УФАС об отказе включить компании в реестр недобросовестных поставщиков в суде.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе Вконтакте.