Суд снял запрет на распродажу имущества Уфимского ХБК на 416 млн рублей
Арбитражный суд Башкирии снял обеспечительные меры в виде запрета проводить торги имуществом универсального рынка ХБК в Уфе на улице Менделеева. Здание рынка и движимое имущество были выставлены на аукцион в апреле 2023 года по начальной цене 415,9 млн рублей. Против планов продать рынок выступили его совладелец Марсель Юсупов и уфимская предпринимательница Анастасия Шаманина.
Как следует из материалов дела, 7 апреля 2023 года конкурсный управляющий ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» (УХБК) Анастасия Аракелян выставила на торги двумя лотами основное здание рынка площадью 19,2 тыс. кв. м за 386,8 млн рублей и «сопутствующее технологическое и иное оборудование» (трансформаторная и насосная подстанции, электросети и другое) за 29,1 млн рублей. Вскоре Марсель Юсупов и Анастасия Шаманина подали ходатайства о запрете проводить торги. В частности, Шаманина указывала, что изначально единый лот недвижимого и движимого имущества разделили на два лота и пытались продать отдельно, что, по мнению заявительницы, было недопустимо.
В суде было установлено, что Шаманина выкупила часть долга УХБК у Сбербанка. Ее доля требований к компании составляла всего 732,8 рубля. Более того, в марте этот долг был погашен: компания «Правовой центр МААТ» полностью рассчиталась по задолженности компании «Парк-сити Урал» (владеет одноименным отелем), поручителем по которым был УХБК.
«В настоящее время требования ИП Шаманиной А. О. погашены в рамках дела о банкротстве основного должника — общества “Парк-Сити Урал”, в связи с чем у заявителя отсутствует статус конкурного кредитора общества “УХБК”. Шаманиной не представлены доказательств наличия статуса конкурсного кредитора общества. Кроме того, Шаманиной не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении ее права и законных интересов, ее заинтересованности в оспаривании торгов и их приостановлении», — говорится в решении суда.
На этом основании претензии предпринимательницы отклонили. Конкурсному управляющему разрешили продолжить процедуру торгов.
Генеральный директор Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация “Северная столица”» Валерия Герасименко сообщила РБК Уфа, что публичные торги могут быть признаны судом недействительными только при существенном нарушении процедуры их проведения, которое могло повлиять на результат торгов. В данном случае рассматривался лишь довод о том, что имущество должника продавалось отдельными лотами. Сама по себе продажа отдельными лотами различного имущества не запрещена. Главное, чтобы такое разделение не приводило к снижению ликвидности как всех лотов в целом, так и каждого по отдельности, говорит юрист.
«В рассматриваемом случае суд не установил зависимости имущества в двух лотах, ведущего к падению ликвидности. Более того, исходя из текста судебного акта, заявление об оспаривание торгов какого-либо конкретного обоснования не содержало, то есть было сугубо формальным. Что в совокупности с размером долга заявителя (всего 732 рубля) может наталкивать на мысль о том, что оно было подано со злоупотреблением правом, вероятно в целях затянуть процесс реализации имущества», — сказала Герасименко.
С этим согласна исполнительный директор УК «Помощь» Анна Ларина. Она указала, что одновременно с заявлением об отмене торгов предпринимательница Шаманина подала ходатайство о наложении обеспечительных мер, что в итоге привело к отсрочке торгов на несколько месяцев. Кроме того, заявительница пошла на неоправданные, на первый взгляд, траты, говорит эксперт.
«Госпошлина за подачу таких заявлений составляет 3000 рублей, в то время как требования заявителя составляют 732,77 рублей неустойки. Таким образом, она осуществила траты, которые практически в три раза больше ее требований. Более того, как выяснилось, на момент подачи заявления, ее требования были уже погашены, о чем она не могла не знать.
Удивительно, что суд наложил обеспечительные меры в виде приостановление торгов, поскольку, с учетом размера требований, они выглядят несоразмерными», — сказала Ларина.
Как сообщал РБК Уфа, в предыдущий раз комплекс имущества рынка ХБК выставляли на торги в ноябре 2022 года за 552 млн рублей, но аукцион признали несостоявшимся из-за отсутствия заявок. В июле того же года имущество пытались реализовать за 649,4 млн рублей, а в апреле 2021 года — за 713,36 млн рублей.
На нынешнем этапе активы реализуются посредством публичного предложения. Имущественный комплекс предприятия находится в залоге Россельхозбанка, в составе лота есть незалоговое имущество, обеспечивающие функциональность универсального рынка ХБК. В лот входят коммерческие площади на первом, втором и третьем этажах здания на улице Менделеева, а также техпомещения на цоколе, право аренды земельного участка площадью 41,8 тыс. кв. м, лифты, системы пожаротушения, видеонаблюдения, объекты инфраструктуры и пр.
ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» было признано банкротом в июне 2020 года. Предприятие было подконтрольно уфимскому предпринимателю Марселю Юсупову, который сейчас проходит процедуру личного банкротства.