Регоператорам Башкирии будут продлевать статус без торгов за инвестиции
Региональным операторам по обращению с отходами в Башкирии предложили продлевать статус без проведения конкурсного отбора, если компании инвестировали в строительство объектов утилизации мусора на территории республики. Объем капиталовложений при этом должен составлять не менее 1 млрд руб. Соответствующие поправки предлагается внести в республиканский закон «Об отходах производства и потребления». Законопроект внес комитет Госсобрания — Курултая РБ по промышленности, инновационному развитию, торговле, предпринимательству и туризму. С документом ознакомился РБК Уфа.
Как следует из текста законопроекта, по истечении десятилетнего срока полномочий регоператора его статус по согласованию с самой компанией могут продлить один раз на пять лет.
«Срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора, может быть однократно продлен без проведения конкурсного отбора, но не более чем на пять лет по соглашению органа исполнительной власти РБ в области обращения с отходами и регионального оператора», — говорится в проекте документа.
При этом должны быть выполнены три условия:
- юридическое лицо — регоператор или его материнская компания — должно построить объект обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а доля поступающих на такой объект отходов должна быть не менее 20% от общего объема мусора, образующегося в зоне действия оператора;
- размер инвестиций в строительство или реконструкцию объекта обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО составляет не менее 1 млрд руб.;
- использование этого объекта позволяет снизить объем захоронения ТКО на 50% и более.
В действующей редакции закона указано, что «статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет». Возможности продления без конкурсных процедур не предусмотрено.
Заведующая кафедрой экологического мониторинга и прогнозирования РУДН Марианна Харламова в разговоре с РБК Уфа отметила, что предлагаемое нововведение не гарантирует применения лучших технологий переработки и утилизации мусора. Кроме того, законопроект может ограничивать конкуренцию, полагает эксперт.
«Все зависит от того, не сколько денег они вложили, а насколько успешно проводится работа. Потому что можно вложить деньги в объект, который не будет функционировать. Те же самые мусоросжигательные заводы могут простаивать из-за того, что нет нужной технологии. Зависит от того, во что инвестировать. Можно вкладывать средства в экотехнопарки, в современные перерабатывающие комплексы, а можно — в полигоны. Во-вторых, с моей точки зрения, такие долгосрочные контракты мешают конкуренции. Получается, что на рынок выходят только самые крупные компании, а более мелкие, таким образом, заведомо теряют возможность участвовать в программах. Да, стабильность — это хорошо, но никто не мешает этим же компаниям снова участвовать в тендере», — сказала Харламова.
Как сообщал РБК Уфа, в Башкирии в 2025 году могут ввести в эксплуатацию три новых комплекса переработки и утилизации отходов. Республике для достижения целевых показателей переработки 50% мусора необходимо ввести мощности по обработке 650 тыс. тонн отходов в год, утилизации 240 тыс. тонн и захоронения 300 тыс. тонн. Строительство объектов переработки и утилизации мусора будет вестись при помощи федерального финансирования.