Лента новостей
Все новости Башкортостан
«Ман Сити» побил рекорд «МЮ» по голам за сезон среди английских клубов Общество, 03:32 Гепатит в России – почему это касается каждого и как себя обезопасить РБК и Philips, 03:18 «Зенит» сохранил отрыв от преследователей в РПЛ после победы над «Динамо» Общество, 02:59 CNN назвал террористов из Шри-Ланки сыновьями крупного экспортера специй Общество, 02:54 Путин счел тяжелой борьбу с пришедшими из-за рубежа пожарами в Забайкалье Общество, 02:25 Чешское радио извинилось за заголовок в статье о Зеленском Политика, 01:53 Белый дом ответил на публикацию о содержании беседы Трампа с Хафтаром Политика, 01:42 На открытой площадке в Москве загорелись несколько автомобилей и бытовок Общество, 01:15 Власти назвали причину разлива кипятка на дороге в Петербурге Общество, 00:40 «Манчестер Сити» обыграл «МЮ» и возглавил таблицу чемпионата Англии Спорт, 00:06 Саакашвили назвал «проверкой на вшивость» указ Путина о паспортах Политика, 00:06 Польша остановила транзит российской нефти по нефтепроводу «Дружба» Бизнес, 00:03 Бизнес жмет на газ: как найти самую короткую дорогу к покупателю РБК и ГАЗ, 24 апр, 23:40 CNN узнал о планах террористов совершить вторую серию атак на Шри-Ланке Общество, 24 апр, 23:37
Аналитика от РБК-Уфа ,  
0 
РБК-Аналитика: Поможет ли бизнес новым арт-проектам в Уфе
На «креативном» фронте без перемен: инвесторы не готовы помогать искусству. За поддержкой «малых» проектов стоит маркетинговая политика торговых центров. «Большой» проект парка искусств пока не нашел источник поддержки.
В парке "Музеон" (Москва) (Фото: muzeon.ru)

В Уфе давно обсуждают острую необходимость новых «креативных пространств» и площадок для арт-объектов: этой теме уже было посвящено исследование РБК-Уфа. Такой интерес связан с недостаточной развитостью исторического центра и с отставанием от соседних мегаполисов – Казани, Перми, Екатеринбурга – по количеству и качеству культурных объектов, если понимать их широко (проекты, пространства, фестивали и т.д.).

Осенью прошлого года эксперты Центра прикладной урбанистики исследовали Уфу и пришли к выводу, что обеспеченность культурным досугом в городе неравномерна (жители одних районов «никуда не ходят», жители других – «не могут выбрать»), а культурное и архитектурное наследие центра разделено. Исторические здания не используются или используются не по назначению. Их пытаются убрать как помеху новой застройке, а культурные объекты, которые могли бы их занять, ютятся вне центрального пространства или отсутствуют.

Идея создать в Уфе некое единое пространство досуга и искусства, которое могло бы определять лицо города, обсуждается вот уже лет 15. Чаще всего в этом качестве рассматривался формат «уфимского Арбата», то есть центральной пешеходной улицы с большим количеством арт-объектов, сувенирных магазинов и т.д. Тем более что большинство мегаполисов-конкурентов таким «Арбатом» обзавелись: улица Баумана в Казани, Вайнера – в Екатеринбурге, Большая Покровская в Нижнем Новгороде и т.д. Долгое время в этом качестве рассматривалась улица Социалистическая (ныне Мустая Карима), по которой предлагалось перекрыть автомобильное движение. Среди остальных кандидатов на «уфимский Арбат» в разное время назывались пешеходный отрезок улицы Ленина, улица Октябрьской революции с сохранившейся исторической застройкой, новая улица в строящемся квартале «Уфимский Кремль». Но акцент постепенно смещался на торговые центры и на освобожденные промышленные здания в центре Уфы как на потенциальные площадки.

Вместо «Арбата» будет парк?

Недавно был презентован новый масштабный проект по созданию в Уфе креативного пространства. Его предполагается создать на большой территории (56 гектаров), но вне центральной части - от центра он удален на 10 км по проспекту Октября. Речь идет о превращении городского парка им. Калинина, ставшего депрессивной территорией, в Парк искусств. От абстрактных планов создания «уфимского Арбата» этот проект отличается двумя особенностями. Во-первых, у проекта есть конкретный инициатор и исполнитель – это Центр современного искусства «Облака», работающий в Уфе с 2013 года. Сами «Облака» находятся в спальном районе города, в подвале торгового центра «Дуван», и, как ясно из анонса, планируют сами переехать в Парк искусств. Во-вторых, начаты конкретные действия. Администрация «Облаков» известила прессу о том, что «разработанная концепция получила одобрение главы администрации Уфы, первого заместителя главы администрации, главного архитектора», что произведены геодезические изыскания и начинаются работы по разработке архитектурной концепции, которые будет делать муниципалитет. Все прежние проекты «уфимских Арбатов» были лишены подобной конкретики: обычно дело ограничивалось пожеланиями городских властей или инициативных групп, что «хорошо бы сделать то-то и то-то».

Вид сверху на территорию парка Калинина, где планируется создать Парк искусств. (Фото: Яндекс.Панорамы)

Интрига вокруг земли

Сегодня парк Калинина представляет собой неухоженный лес, через который проходит ЛЭП, к нему примыкают садовые участки, частный сектор и промплощадки. «Облака» озвучили следующие планы: реконструкция леса (включая «аудит деревьев»), создание беговых и велодорожек, летней сцены, катка, временных экспозиционных площадок, монтаж освещения. Помимо собственно здания Центра современного искусства, среди «важных с социальной точки зрения объектов», которые предполагается здесь построить, названы «Дом музыки, сувенирные и книжные магазины, мастерские художников, студии танцев, дизайнерские бюро, апарт-отели, кампусы, спортивные центры, кафе, рестораны». 

В беседе с корреспондентом РБК-Уфа релайтер «Облаков» Зарина Гайсина подчеркнула, что пока все планы по наполнению будущего Парка искусств являются предварительными: «Составляющие, которые необходимы нам – открытая сцена, экспозиционные площадки, Центр современного искусства». Остальное будет конкретизироваться в процессе общественных обсуждений, которые продолжатся до лета. В «Облаках» подчеркивают, что «открыты для диалога со всеми заинтересованными сторонами», потому что «любая зеленая зона города является общественным достоянием» и «только вовлечение всех потенциально заинтересованных лиц позволит обеспечить качественный результат».

Между тем, некоторые пункты в ранее озвученных планах вызвали дискуссии в градозащитной среде: например, наличие в предварительном плане «апарт-отелей». Ситуация, когда творческий кластер является способом «раскрутки» потенциально удачного места для девелоперов, не редкость для проектов такого рода. Ключевым моментом здесь может стать то, на каких условиях город выделяет землю. В Уфе уже известны случаи, когда девелопер приобретал, например, стадион в районе театра «Нур», но терял интерес к его реконструкции после того, как городские власти публично подтверждали: на данном участке не может быть построена коммерческая недвижимость.

На вопрос РБК-Уфа о том, на каких условиях город выделяет землю, Зарина Гайсина ответила, что «в настоящее время этот вопрос не имеет ответа». «Мы прорабатываем форму предоставления земельного участка. Это модет быть аренда, но нас устроят только льготные условия, либо госдарственно-частное партнерство. С нашей точки зрения, оптимальным вариантом будет включение проекта парка искусств в перечень приоритетных инвестпроектов Башкирии. Это позволит рассчитывать на упрощенный порядок предоставления земельного участка». В публичной кадастровой карте квартал 02:55:020301 (территория парка Калинина) не содержит никаких помет относительно того, какие ограничения распространяются на эту землю.

На сегодняшний день есть постановление администрации Уфы о подготовке проектов планировки и межевания, а также «принципиально согласована» концепция развития парка и прилегающих зон. При этом детальные концепции, а том числе архитектурную, планируется разработать к 1 июля – «с привлечением общественности», а проект планировки и межевания должен быть завершен до 1 октября. В октябре по нему проведут слушания. 

«Нет системы поддержки культурных инициатив»

Принципиальный вопрос, который можно назвать самым болезненным во всех дискуссиях о креативных пространствах Уфы, – вопрос о спонсорах и инвесторах. То, что крупный бизнес в Башкирии не готов вкладываться в проекты такого рода, является основной проблемой этой сферы. Зарина Гайсина пояснила, что все первоначальные работы – межевание, подготовка концепции и планировки – финансируются центром «Облака» самостоятельно. В этом процессе не участвуют ни городские, ни спонсорские средства. Что касается потенциальных инвесторов в будущем, то здесь «есть наработки»: представитель Центра современного искусства не стала называть никого конкретно, но подчеркнула, что «безусловно, прежде чем выйти с идеей в публичную сферу, мы провели серию предварительных переговоров. Инвесторы воспринимают только конкретные предложения, с определенными цифрами, правами, сроками».

Эксперты сомневаются, что крупный бизнес готов прийти в «креативную» сферу в чистом виде – то есть в те проекты, которые не связаны с возможностями дополнительного использования земли, зданий и т.д. «В Уфе можно надеяться только на себя: у нас нет системы поддержки культурных инициатив как со стороны государства, так и от частного капитала, – рассказала РБК-Уфа Кристина Абрамичева. – Абсолютно все известные мне проекты успешно существуют долгое время, только если смогли выйти на самоокупаемость». Кристина Абрамичева – арт-критик и куратор многих проектов в области актуального искусства. На протяжении нескольких лет она является куратором уфимской галереи «Х-Мах», а в этом году за пускает собственный проект – Музей советского быта. Она вспомнила лишь несколько случаев, когда бизнесмены и политики передавали арт-проектам разовые суммы, а примеры долгосрочного сотрудничества «держатся, например, на личных хороших отношениях художника и банкира».

Экспонаты музея советского быта (Фото: Кристина Абрамичева)

Будущий музей советского быта появится в уфимском Гостином дворе. «Это будут три просторные комнаты по 50 кв.м, переходящие одну в другую, как в квартире. Сейчас мы ищем аутентичную мебель для создания интерьера, – пояснила Кристина Абрамичева. – Идея музея была продиктована необходимостью осмыслить большой пласт культуры прошлого нашей страны. Это доказывает тот факт, что многие горожане долгие годы бережно хранят вещи советской эпохи, уже потерявшие свою функциональность. Не случайно основу музея составляют частные коллекции: можно сказать, что это общественная инициатива».

Отвечая на вопрос РБК-Уфа об условиях сотрудничества с Гостиным двором, Кристина Абрамичева сообщила, что «у нас коммерческие отношения, но есть льготы – с учетом того, что музей – социальный проект. Стандартные условия, как для арендаторов-магазинов, сделали бы наше сотрудничество невозможным». 

Экспонаты музея советского быта (Фото: Кристина Абрамичева)

Ничего кроме торговых центров?

Все чаще владельцы торговых площадок не только дополняют, но иногда и заменяют арт-проектами коммерческих резидентов – в условиях кризиса рынка аренды. Отчасти это становится вынужденной мерой – и для борьбы с «эффектом закрытых дверей и темных окон», когда пустующие площади отрицательно сказываются на имидже торгового центра, и как дополнительный маркетинговый ход. Федеральные эксперты, выступавшие в Уфе в феврале, приводили в пример торговый центр в Санкт-Петербурге, который целиком вынужден был перепрофилироваться в «креативное пространство» – из-за того, что город отказался от проекта построить рядом с ним станцию метро (ТЦ был построен исходя из этого плана).

В Уфе Наталья Якименко, директор JLL по России и СНГ, особо отметила «Лайфстайл Центр «Башкирия» («Вложившись однажды в арт-объект, можно дальше продвигать торговый центр даже без маркетингового бюджета»), но высказала опасение, что, если так пойдет дальше, «вынужденные» арт-объекты начнут вытеснять собственно торговую функцию площадок.

Выставочное пространство в торговом центре "Башкирия" (Фото: bashkirialifestyle.ru)

«Башкирия» входит в четверку крупных (больше 35 тыс.кв.м) уфимских торговых центров, открытых или возобновивших работу в последние 2 года. Их запуск совпал с началом экономического кризиса, поэтому востребованность этих объектов арендаторами и посетителями пострадала в первую очередь. Так, по информации РБК-Уфа, заполненность Гостиного двора, также входящего в эту четверку (открыт в декабре 2015 г. после реконструкции и реконцепции), упала за четыре месяца с 70% до 50%. На лето управляющая компания «Аркада», владеющая объектом, анонсирует появление ряда нововведений (не раскрывая подробностей). Скорее всего, музей советского быта станет не единственным новым арт-объектом на этой площадке.

В «Башкирии» с момента открытия осенью прошлого года одним из якорных объектов стал комплекс творческих пространств «Фактуры», сочетающий элементы выставки, сценические площадки, помещения для различных тренингов и мастер-классов. Куратор «Фактур» Юлия Карелина пояснила РБК-Уфа, что творческое пространство и создано, и целиком финансируется самим торговым центром.

Вопрос о том, появятся ли в Уфе новые крупные арт-проекты вне торговых центров, остается открытым. Полгода назад РБК-Уфа рассказывал об инициативе создания лофт-проекта «Геосфера» как о потенциальном новом креативном пространстве. Среди заявленных отличий от торговых центров – отсутствие сетевых арендаторов, ставка на местных производителей уникального продукта и, по возможности, историческое здание в качестве площадки.

На тот момент у инициаторов создания «Геосферы» сорвались переговоры с владельцами заводского здания на улице Комсомольской. Как рассказал РБК-Уфа куратор проекта Тимур Галеев, в настоящий момент идут переговоры с двумя крупными площадками в историческом центре Уфы. Заявки потенциальных резидентов лофта («арт-проектов, интересных концепций баров, магазинов и т.д.») продолжают поступать. К переговорам с потенциальными площадками Уфы подключились партнеры из Санкт-Петербурга – в частности, Роман Красильников, создатель и куратор площадок «Четверть» и «Salon». «Мы рассматриваем вариант, что и инвестор на проект будет из Петербурга, – рассказал Тимур Галеев. – Но, конечно, было бы проще работать с местными». Но дефицит инвесторов, готовых вкладываться в искусство и связанные с ним формы досуга, в Уфе сохраняется.