Исследование: Как в Башкирии снизить экологический ущерб от автомобилей?
Вклад автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы Уфы составляет более 80%, заявил, выступая на международном форуме «Транспорт России» в Москве глава Башкирии Рустэм Хамитов.
При сгорании бензина и дизтоплива образуется более 200 видов различных вредных компонентов. Объем выбросов автотранспорта в 2016 году в столице Башкирии составил 81,6 тысяч тонн или 72 килограмма в пересчете на одного жителя.
- Под влиянием автотранспорта загрязнение воздуха переходит из промышленных центров в места компактного проживания граждан, и если в первом случае защиту обеспечивает санитарно-защитная зона, то в жилых кварталах такой возможности, как правило, нет, - говорит замминистра экологии и природопользования РБ Филюс Яхин.- Другая опасность связана с тем, что, в отличие от промышленных источников, выбрасывающих вредные вещества из труб в верхние слои атмосферы, загрязнение транспортом происходит непосредственно на уровне дыхательной системы человека, что несет больший вред здоровью.
Проблемы роста автопарка
Один из основных способов снижения токсичности выхлопных газов – применение топлива высоких экологических классов, дающее при сгорании меньший объем вредных веществ. Башкирия стала одним из первых регионов страны, где осуществлен перевод местных НПЗ сначала на производство топлива стандарта Евро-4, а затем Евро-5. Однако это практически не сказалось на динамике транспортных выбросов, они по-прежнему показывают стабильный рост.
По словам министра экологии РБ Ильдара Хадыева, это может быть связано с постоянным увеличением автопарка, нивелирующим эффект от использования более экологичного топлива. Только в текущем году республиканский автопарк, насчитывающий более 1,6 млн. машин, вырос на 24 тыс. единиц, причем основной прирост приходится на Уфу и другие крупные города региона. Если 15 лет назад в столице РБ было 230 тыс. автомобилей, то сейчас – 493 тысячи. Ежегодный прирост составляет 5-7%, соответственно, на столько же растут выбросы.
Среди других негативных факторов эксперты выделяют характерную для страны в целом низкую экологичность автопарка. По данным агентства «Автостат», двигатели класса ниже Евро-2 имеют около 35% всех легковых и более половины грузовых автомобилей, а класс Евро-5 есть лишь у 8% легкового и 3% грузового транспорта.
Проблему усугубляет фактическое отсутствие системы контроля токсичности выхлопов, которая в изношенных или неправильно настроенных двигателях может возрастать в десятки раз.
- Раньше инспектор ГИБДД мог остановить автомобиль, проверить качество выхлопа, и в случае несоответствия нормам, выписать штраф, - пояснил Филюс Яхин. – Затем функцию проверки передали в пункты техосмотра, в результате чего сейчас механизма контроля за токсичностью выхлопов фактически не существует. Данный вопрос стоит весьма остро и его нужно решать на законодательном уровне.
Экология пробок
Наибольший объем вредных выбросов автомобиль производит во время остановки с включенным двигателем, разгона и торможения, а наименьший – при равномерном движении со средней скоростью. То есть стояние в пробках и проезд по загруженным улицам многократно увеличивает экологический вред.
Для увеличения пропускной способности улиц в Уфе расширяют проезжие части дорог за счет газонов и тротуаров, но потенциал таких мер, особенно в центральных районах, практически исчерпан.
Многие крупные мегаполисы пытаются решить проблему пробок путем создания транспортных колец и обходных магистралей, ослабляющих нагрузку на дороги в густонаселенных кварталах. В Уфе первым таким проектом стал созданный в 2004-2007 годах проспект Салавата Юлаева. Утвержденный в 2006 году Генплан развития города предполагал строительство еще двух подобных магистралей – Западного и Восточного обхода Уфы. Первый должен пройти по территории Зауфимья от района Нагаево до Шакши, второй – от Нижегородки до Черниковской промзоны вдоль линии железнодорожных путей. Проекты технически сложные и дорогие, перспектива их реализации туманна.
Еще одним вариантом уменьшения пробок может стать создание системы, способной в автоматическом режиме регулировать работу светофоров, в зависимости от числа проходящих машин, и тем самым оптимизировать транспортный поток. Пропускная способность охваченных ею дорог, по расчетам, повысится как минимум на 30%, что обеспечит 15-процентное сокращение выбросов. Общая стоимость внедрения такой системы на основных автострадах Уфы в 2015 году оценивалась в 313 млн. рублей, но это сумма не окончательная и может меняться в зависимости от колебаний цен на материалы и оборудование. Точные сроки реализации проекта в Уфе пока не определены и будут зависеть от наличия финансирования.
Альтернативное топливо
Еще один вариант решения проблемы транспортных выбросов – переход на электромобили. Эта тенденция получает все большее распространение в развитых странах, где производители и владельцы электрокаров получают специальные госдотации, а для их эксплуатации создается развития инфраструктура. В России электротранспорт представлен в основном в сфере пассажирских перевозок, из-за дефицитов бюджетов трамвайно-троллейбусные парки многих городов находится на грани полного износа. Так, в Уфе троллейбусы изношены более чем на 70%, трамваи – более чем на 90%, средний возраст вагонов превышает 25 лет. На обновление трамвайного парка, насчитывающего около 100 единиц, необходимо 2,8-3 млрд. руб, еще несколько миллиардов нужны для модернизации изношенных путей, контактных линий и питающих подстанций.
Более доступным с точки зрения стоимость-эффективность может стать перевод транспорта на газовое топливо, прежде всего, наиболее экологичный природный газ метан. По данным Минэнерго России, метан по сравнению с бензином стандарта Евро-4 при сгорании в двигателе дает в 3 раза меньше оксидов азота, в 14 раз меньше углеводородов, и более чем в 16 - бензапирена.
Поддержка внедрения газомоторного топлива существует на федеральном и региональном уровне. Согласно постановлению правительства, в городах с населением более миллиона человек к 2020 году половина общественного автотранспорта и техники коммунальных служб должна работать на природном газе. Ранее РБК-Уфа писал, что в Уфе пока на газ переведено не более четверти техники.
Недавно в Башкирии приняты поправки в закон о транспортном налоге, снижающих ставку на 50% для владельцев автобусов и грузовиков на природном газе, а также граждан, имеющих один газобаллонный автомобиль.
Программа газификации транспорта получает и прямое бюджетное финансирование. За три последних года в Башкирии было приобретено около 300 единиц газобаллонной техники, в основном пассажирских автобусов. Субсидии из бюджета республики на эти цели составили около 800 млн руб. В три ближайших года 2,5 млрд рублей из бюджета РБ будут направлены на приобретение работающего на газе общественного и коммунального транспорта.
Вчера РБК-Уфа писал, что к факторам, сдерживающим газификацию транспорта, уфимские чиновники относят стоимость установки и обслуживания спецоборудования, а в случае с метаном, который пока используется только в сжатом виде – необходимость установки на транспортное средство нескольких тяжелых и габаритных баллонов. Недостаточным также является количество заправочных станций: заправка газом занимает значительно больше времени, чем обычным топливом, для города-миллионника имеющегося количества АГЗС не хватает.