Суд оставил в силе решение по делу о «двойниках» ансамбля «Песняры» в Уфе
Суд по интеллектуальным правам в Москве отказал в удовлетворении кассационной жалобы уфимского «Продюсерского центра «Радус» по делу о концерте «двойников» ансамбля «Песняры» в Уфе. Компания пыталась обжаловать апрельское решение Арбитража Башкирии и июльское постановление Восемнадцатого апелляционного суда о взыскании с нее 200 тыс. рублей в пользу белорусского госансамбля «Песняры». Рассмотрение жалобы прошло в четверг, 8 декабря, решение суда по интеллектуальным правам еще не опубликовано.
«Песняры» подали иск к компаниям «Радус», «Кассир.ру Башкортостан», «Яндекс.Медиасервисы», «Компании Афиша» и Башкирскому государственному аграрному университету в августе 2020 года. Ансамбль изначально хотел взыскать с фирм солидарно 3 млн рублей за нарушение исключительных прав на товарный знак, позднее размер исковых требований уменьшили до 400,8 тыс. рублей.
Суд согласился с тем, что права ансамбля были нарушены при организации и проведении рекламной кампании концерта бывших участников «Песняров», которые выступили в уфимском Дворце молодежи 3 октября 2019 года. В рекламной продукции были размещены фото исполнителей, а на афише указывалось, что концерт посвящен 50-летию легендарного ансамбля. При этом белорусский коллектив не давал разрешения на использование товарного знака организаторам концерта. Суды пришли к выводу, что уфимские зрители могли не знать конкретный состав ансамбля и могли не отличить их от изображенных на афише исполнителей. Реклама концерта могла создать у горожан впечатление о выступлении государственного ансамбля «Песняры».
Арбитраж взыскал с «Радуса» и «Кассир.ру Башкортостан» по 200,4 тыс. рублей, отметив, что компании — профессиональные участники рынка и не могли не знать о наличии охраняемого товарного знака. Исковые требования к БГАУ отклонили, так как вуз только предоставил площадку для выступления (на балансе университета числится Дворец молодежи). «Компанию Афиша» и «Яндекс.Медиасервисы» Арбитраж посчитал информационными посредниками, которые не несут ответственности за распространенную ими информацию.
Радмир Усаев сообщил РБК Уфа, что не намерен дальше оспаривать решение суда.
«У меня уже приставы списали деньги в пользу "Песняров" после решения суда первой инстанции, дальше подавать жалобы я не намерен. Но в других городах по таким искам ответчики, знаю, дальше обжалуют», — сказал Усаев.
Патентный поверенный, управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков отмечает, что практика по таким делам выстраивается в большинстве случаев в пользу правообладателей.
«Суды первой и апелляционной инстанции взыскали обоснованную сумму компенсации, в двойном размере стоимости проданных билетов. Судебная практика по подобным делам выстраивается исключительно в пользу правообладателей. Если бы было иначе — механизм защиты интеллектуальной собственности не работал бы в принципе. Единственный вариант "защиты" при возникновении спора — это оспаривание прав, в ходе которого собственно правообладатель права может поменяться. Но далеко не всегда есть правовые основания оспорить чужой товарный знак», — говорит Зуйков.
По его словам, даже в случае подачи второй кассационной жалобы в Верховный суд перспектива обжалования итогов дела была бы почти нулевой.
Партнер и адвокат юридической компании «Сотби» Дмитрий Савочкин назвал решение Суда по интеллектуальным правам ожидаемым и соответствующим судебной практике по подобным спорам.
«Мотивированного постановления СИП пока не опубликовано, но судя по тому, что СИП оставил постановление апелляции и решение первой инстанции в силе, суд согласился с тем, что ООО "Яндекс.Медиасервис" и "Компании Афиша" выполняли роль информационного посредника и поэтому в отсутствие вины ответственность за нарушение прав на результаты интеллектуальной деятельности не несут, а отвечать за нарушение прав должны "Радус" и "Кассир.ру Башкортостан"», — говорит эксперт.
«Песняры» — советский и белорусский вокально-инструментальный ансамбль, созданный в Минске в 1969 году. Известен широкой аудитории по песням «Косил Ясь конюшину», «Беловежская пуща», «Белоруссия», «Вологда», «За полчаса до весны» и др.
Следите за деловыми новостями республики в Telegram-канале РБК Уфа и в группе ВКонтакте.